Развитие мышления у детей 2 лет

Развитие логического мышления у детей от 2-х лет

Подберите несколько предметов для игры.  Рассмотрите их вместе с малышом, расскажите, как вы  хотите с ними поиграть. Например, машина, несколько кубиков, кукольная мебель. Объясните, что вы хотите построить дом для куклы Кати и поставить там мебель.  Теперь попросите ребенка выйти в другую комнату.  Разложите все выбранные вами предметы в разные  места. Позовите малыша и сообщите ему, что все игрушки разбежались, а вы не можете их найти. Пусть кроха вспомнит, во что вы хотели играть и найдет ваши  игрушки.

Покажите малышу куклу. Расскажите, что кукле Любе надоело жить в своем кукольном домике, она хочет отправиться в путешествие по всей квартире.  Предложите ребенку показать Любе все, что есть у вас дома, назвать каждую вещь и рассказать, для чего она нужна. Кукла Люба, естественно, окажется любопытной девочкой и  будет задавать массу вопросов. Игру можно растянуть на несколько дней.

Нарисуйте малышу картинку с заведомо неверной  деталью в сюжете, например, дерево с зелеными листьями, цветы, радугу и снеговика. Или зайца, сидящего на дереве и т.п. Попросите ребенка найти, показать вашу ошибку.  Пусть обоснует свое мнение.

Расскажите ребенку, что у вас перепутались крышки, и теперь вы не знаете» какая крышка от какой кастрюли.  Попросите малыша помочь вам подобрать крышки по размеру.

3- с маленькими зайцами и 3 — с большими; карточки с изображениями домиков: 3- с маленькими домиками, 3 — с большими.

Расскажите ребенку о том, что зайчики вышли  погулять и заблудились. Предложите ребенку помочь найти зайкам свои домики: маленьким — маленькие, большим — большие. Карточки с изображениями домиков разложите беспорядочно.

Вам потребуются: колокольчик, веревочка.  Подвесьте колокольчик на высоту роста ребенка,  привяжите к язычку колокольчика веревочку, так чтобы  ребенок мог звонить, дергая за нее. Приурочьте звон  колокольчика к какому-либо действию, например: «Динь- динь, колокольчик звенит, пора обедать!».

Возьмите несколько кругов разного цвета, разрежьте их пополам. Попросите малыша собрать «мячи» одного цвета.  Называйте цвет каждой половинки, учите сравнивать и  анализировать: «Давай попробуем приставить вот эту  половинку. Нет, она нам не подходит - наш мяч должен быть  красного цвета, а это - половинка желтого мяча». Когда малыш освоит подбор простых фигур, предложите ему собирать  фигурки животных, любые выбранные вами предметы.

Поиграйте в шофера. Покажите малышу, как надо «управлять» машиной, держа руль в руках. Попросите его «съездить» на кухню, повернуть назад, остановиться, ехать быстрее, медленнее, посигналить (голосом), изобразить звук сирены.

Одну игрушку отдайте ребенку, а другую оставьте у себя Обыграйте встречу медвежонка и зайца.  Поздоровайтесь, представьтесь. Вместе с ребенком придумайте имя его персонажу. От имени своей игрушки расскажите ребенку о том, что ему близко и знакомо. Например:

«Здравствуй, я медведь, меня зовут Миша, у меня есть папа, мама, бабушка и дедушка. Мою маму зовут (имя мамы малыша). Я умею бегать, прыгать, ползать. А ты умеешь прыгать?». Задавайте ребенку вопросы,  побуждайте его к диалогу. Если он еще не умеет разговаривать,  формулируйте вопрос таким образом, чтобы можно было дать утвердительный или отрицательный ответ.  Играть в эту игру можно ежедневно, придумывая  разные темы для диалогов, например: «Кто что любит  кушать», «Какая сегодня погода на улице», «Что мы делали вчера вечером».

Пожалуйтесь малышу на то, что его кукла мерзнет без одежды, предложите одеть ее. Расскажите о  назначении каждого предмета одежды, обратите внимание на то, что одежда легкая, значит на улице лето. Опишите цвет каждой детали кукольного туалета, фактуру ткани (гладкая, шершавая, плотная и т.д.). Задавайте ребенку вопросы: «А у тебя есть носочки? А ты надеваешь  желтую майку?».

Вам потребуются: сахар, небольшое количество воды.  Насыпьте сахар в чашку, добавьте небольшое  количество теплой воды. Размешивая сахар ложкой, покажите ребенку, как он растворяется. Объясните, что,  растворяясь, сахар делает воду сладкой. Угостите малыша  «сахарной» водой. То же самое можно проделывать с вареньем.  При этом обращайте внимание ребенка на то, как  окрашивается вода.

Вам потребуются: картонная коробка, 3 игрушки.  Покажите ребенку, как вы накрываете коробкой две игрушки. Третью, не показывая, зажмите в кулаке.  Постучите в коробку, «тук-тук, я к вам в гости», положите  игрушку к остальным. Поднимите коробку и попросите  малыша сказать, кто же пришел в гости к двум игрушкам.

Катая по полу мяч или машину, приговаривайте: «быстро», «медленно» (продемонстрируйте). При этом побуждайте ребенка повторять ваши действия.  Игра способствует развитию навыков сопоставления.

Вам потребуются: кукольная мебель (диван, стол,  стулья, шкаф и пр.). Но ее могут заменить и другие игрушки, например, кубики, коробочки и т.д.

Развитие логического мышления у детей в возрасте 3-х лет

Вам потребуются: карточки с изображениями  животных, некоторых других предметов.  Выложите все карточки. Предложите ребенку  отделить все карточки с изображениями животных. Далее,  животных разделить на диких и домашних. Из домашних, в свою очередь, выбрать тех, кто имеет копыта, и  отсортировать их на тех, кто с рогами и тех, кто без рогов. Можно классифицировать животных по признакам: пушистый — гладкошерстный, хищник — травоядный, плавает — не плавает, прыгает - не прыгает и т.д.

Вам потребуются: карточки с изображениями  огорода, сада, леса, вырезанные из картона фигурки овощей, фруктов, ягод, грибов.

Попросите малыша правильно распределить  вырезанные фигурки, вспомнив, что где растет: овощи — на  картинку с огородом, ягоды, грибы — в лесу, фрукты — в саду.

Вам потребуются: карточки с изображениями  холодильника, шифоньера, посудного шкафа, книжного  шкафа. Вторая группа карточек: изображения предметов,  хранящихся в холодильнике, шифоньере и т.д.  Расскажите ребенку историю про то, как один  мальчик решил побаловаться: вытащил все продукты из холо- дильника, одежду из шкафа, а также всю посуду и книги.  Все вещи перепутались, и кроха не смог убрать их на  место, а ведь мама мальчика расстроится. «Давай поможем малышу и все разложим по своим местам: продукты рядом с холодильником, одежду возле шифоньера, книги около книжного шкафа, посуду — перед посудным».

Покажите малышу какую-нибудь картинку.  Внимательно рассмотрите ее. Попросите ребенка отвернуться и выложите все карточки, в том числе и ранее рассмотренную. Предложите крохе найти картинку, которую он уже видел.

Выложите несколько картинок с разными  изображениями. Для первых занятий стоит выбрать рисунок с  одиночным предметом. Попросите ребенка выбрать  какую-нибудь картинку, но не говорить, какую. Задавайте малышу вопросы, ответы на которые приведут к разгадке.  Например: «На картинке, которую ты выбрал, изображено животное? Это дикое или домашнее животное? Оно с  рогами? С копытами? У него длинный хвост? И т.д.».  Предложите малышу поменяться ролями: вы загадываете  картинку, а он задает вопросы. На помощь крохе можно  призвать кого-нибудь из членов семьи.

Предложите ребенку поиграть в интересную игру: вы будете имитировать определенные действия, а он должен угадать, что вы под этим подразумеваете. Например: вы складываете пальцы так, будто держите карандаш и водите рукой по воображаемой бумаге. Малыш должен  догадаться, что вы «рисуете» или «пишете». Ребенку этого возраста следует показывать простые, доступные его пониманию жесты (стучать молотком, есть ложкой, пить из чашки, кидать мяч и т.п.). Поменяйтесь ролями: пусть малыш  Покажет вам какое-нибудь действие. Хвалите ребенка.

Перечисляйте малышу действия того или иного человека.  Например: приходит домой с работы, ужинает, играет с тобой, ходит с нами в парк, в цирк и т.п. (папа). Стрижет волосы, делает прически, работает в парикмахерской (парикмахер). Лечит детей и взрослых, носит белый халат, слушает фонендоскопом (врач).

Эта игра похожа на предыдущую, только вместо  действий человека перечисляются предметы, вызывающие ассоциации с ним. Объясните ребенку правила и  начинайте перечисление. Например: у кого есть круглые  коричневые очки, зеленая кофта и гостинец для тебя (у  бабушки). У кого есть белый халат, фонендоскоп, белая  шапочка (у врача) и т.д.

Вам потребуются: карточки с изображениями  животных, карточки с изображением продуктов, получаемых от животных (молоко, яйца, шерсть и т.п.).  Разложите карточки в произвольном порядке.  Предложите ребенку рядом с изображением каждого животного положить изображение того, что дает нам это животное.  Например: курица — яйцо, перья (можно нарисовать  подушку); корова — молоко (творог, сметана, кефир); коза — пуховая пряжа (нарисовать носочки, варежки) и т.д.

Вам потребуются: два мяча разного размера.  Предложите малышу прокатить мячи по дорожке,  огороженной кубиками. Сделайте две полосы — одна для  маленького мяча, другая - для большого. Прокатите  маленький мяч по широкой дорожке, затем попробуйте прокатить большой мяч по узкой. Побудите малыша объяснить вам, почему мяч не может уместиться на маленькой дорожке.  Введите в лексикон ребенка понятия «узкая - широкая».  Экспериментируйте: проводите по дорожкам игрушки разного размера. В конце игры обобщите: широкая дорожка — для больших игрушек, узкая — для маленьких.

Выйдя на прогулку, найдите узкую дорожку,  попробуйте пройти по ней рядом с ребенком. Обратите его  внимание на то, что вам тесно вдвоем на этой тропе, потому что она узкая. Поищите дорогу пошире, поговорите с  малышом о том, как легко и свободно вам теперь идти, какая удобная и широкая у вас дорожка.

Предложите ребенку построить домики для мышки и для зайки. «Как ты думаешь, мы им построим одинаковые по размеру домики?». Побудите малыша сделать вывод, что домик мышки должен быть меньше домика зайца.  После того, как домики будут готовы, расскажите, что  зверюшки попросили вас положить перед их жильем  тропинки для гостей. Но чтобы гости не перепутали, дорожка  перед мышиным домом должна быть узкой, а перед заячьим, соответственно, широкой. Покажите ребенку, как  определить, какая из дорожек (бумажных полосок) шире, путем наложения их друг на друга. Пусть малыш сам  распределит дорожки между домиками.  Игра способствует развитию навыков сравнительного анализа, развитию речи, логического мышления.  Как же их отличить?

Вам потребуются: вырезанные из бумаги одинаковые геометрические фигуры с незначительной разницей в  размерах.

Расскажите малышу, что фигурки - пирожные для  кукол. Бестолковые куклы перепутали все пирожные и не могут определить, где чье. Ведь пирожное для Маши больше, чем пирожное для Оли, а пирожное для Светы -  самое маленькое. Надо куклам помочь. Пусть ребенок  подумает, как это можно сделать. Покажите ему, как,  накладывая фигурки друг на друга, выяснить, какое пирожное больше, а какое - меньше, Раздайте куклам их десерт.

Игра способствует развитию навыков сравнительного анализа предметов посредством наложения их друг на друга.

Меню