Развитие мышления у детей 1 года

Как развивать мышление детей?

Спросите у ребенка: «Где можно увидеть ручку, кран, посуду, стрелку, мультфильм, картину, книгу, стол, рыбу, ножницы, слона и т. д?»

Кошка — котенок, собака — щенок, корова — теленок, овца — ягненок, лошадь — жеребенок, коза — козленок, свинья — поросенок, мышь — мышонок, заяц — зайчонок, лев — львенок, слон — слоненок, курица — цыпленок, птица — птенец и т. д.

Познакомьте ребенка с уменьшительно- ласкательными суффиксами. Например: кот — котик, дом — домик, рот — ротик, гном — гномик, ваза — вазочка, стул — стульчик, волк — волчонок, бык — бычок, кровать — кроватка, мама — мамочка.

НАЙДИ ЛИШНЕЕ. Для проведения этой игры вам понадобятся ряды слов. Три слова в ряду объединены по какому- либо признаку, а четвертое — лишнее. Попросите ребенка обосновать свой ответ. Например:

ЧТО КОМУ ПОНАДОБИТСЯ? Вы называете слово (человек, птица, животное), а ребенок должен назвать 3—5 предметов, которые понадобятся задуманному герою. Например:

ЧТО ИЗ ЧЕГО СОСТОИТ? Называйте предмет, а ребенок пусть называет его части. Не всегда малышу легко даются такие задания. Ваша задача — познакомить его с новыми словами и обогатить его словарный запас. Например:

АНТОНИМЫ. Пришло время познакомить ребенка со словами, имеющими противоположное значение. Антонимов в нашем языке много. Начните с пар качественных прилагательных: мокрый — сухой, холодный — горячий, твердый — мягкий, веселый — грустный, смелый — трусливый, ленивый — трудолюбивый, светлый — темный, длинный — короткий, тихий — шумный, мелкий — глубокий.

Особенности в развитии мышления детей в 3-4 летнем возрасте.

В трехлетнем возрасте в умственном развитии детей происходят большие перемены. В этот период у ребенка обычно завершается кризис трехлетнего возраста, появляется восприятие себя, как отдельной личности.

Благодаря стремительному развитию речи, малыш расширяет свой лексический запас, у него формируются первые грамматические конструкции.

Он еще играет в простые игры (кубики, пирамидки, песочки), но уже появляются зачатки сюжетно-ролевых игр. Малыш постепенно учится заменять одни предметы на другие, играть «понарошку».

Раньше ребенок для решения задачи представлял себе в уме действия с предметами и их результат. Теперь же, с развитием знаковой системы понятий, он уже оперирует словами и числами, заменяя окружающие предметы понятиями.

Виды игр развивающих логику для детей 3-4 лет

Логические игры научат ребенка сопоставлять предметы, находить сходства и различия, обобщать, устанавливать причинно-следственные связи и делать выводы. Во время раздумий над игрой малыш старается самостоятельно рассуждать, раздумывать над процессом и результатом.

Игры для развития сообразительности и находчивости

Игры этого направления побуждают детей активно думать, быстро соображать и находить правильные решения. Например, игра «цепочка». Дети бросают друг другу мяч и, в зависимости от возраста, называют либо слова, обозначающие группу предметов по свойствам, например, фрукты, овощи, домашние, дикие животные, времена года, либо слова, начинающиеся на одну и ту же букву, последнюю букву предыдущего слова. Еще одна всем знакомая игра – «съедобное – не съедобное», и другие.

Речевые игры для развития логики

Эти игры будут полезны для развития правильной речи у ребенка, увеличения словарного запаса, а также умения точно подбирать определения.

Лингвистическая логическая задача – это небольшой рассказ, в котором есть какая-то загадка. А вместо ответа несколько вопросов, обращенных к ребенку. Ответить на них он может, если понимает определенные закономерности природы, может строить логические связи. В процессе решения задачи задействуются разные приемы мышления: выделение различных свойств, сравнение, анализ, обобщение. Также ребенку надо самостоятельно сформулировать понятный ответ.

«Однажды в лесу, после ночи, когда вовсю лил дождь, настало прекрасное солнечное утро. Винни Пух и Пятачок выбежали во двор и сразу увидели две огромные лужи. Одна побольше – для Винни, вторая поменьше – для Пяточка. Друзья с удовольствием принялись прыгать по лужам! Вскоре к ним присоединился Тигруля. Вместе они решили позвать еще и Кролика. Все побежали к нему, но Кролик, как известно, был очень занятой личностью, поэтому друзьям пришлось его очень долго уговаривать. Когда же Кролик все-таки согласился, и все вернулись на Дождевую Поляну, то обнаружили, что лужа Винни Пуха стала совсем-совсем маленькой, а лужа Пяточка вообще исчезла! - Как же так? – удивлялся Пятачок. – Тут недавно было море, а теперь от него не осталось ни капельки. Куда же сбежала лужа?»

После ответа, или объяснения педагога можно предложить детям провести несколько опытов. Для них понадобится две кисточки и два стакана с водой. Один – с простой, второй – с добавлением соли. Смоченными в разных стаканах кисточками надо нарисовать на сухом асфальте дорожки. Жидкость испарится, а соль останется. Можно нарисовать такие полоски на солнце и в тени. Пусть дети сами пробуют объяснить, что и как происходит.

Также сюда можно отнести такие игры, где детям предлагают описать, что нарисовано на картинке, составить рассказ по картинкам, продолжить услышанную сказку и другое. Ближе к четырем, можно предложить игру в «превращение слов». В этой игре надо поочередно изменять по одной букве в слове, пока, в результате цепочки превращений, не получится нужное слово. Примеры таких цепочек: дом–сом–сок; кит-кот–рот; край–крой–крот.

Игра «Продолжи слово». Дети становятся в круг и бросают друг другу мяч. Тот, кто бросает, произносит начало слова, а тот, кто поймал – заканчивает его. Можно играть, называя синонимы, антонимы слов.

Компьютерные игры для развития логики

В большинстве случаев это логические игры, для которых используют карточки с картинками, только в формате компьютерной игры. Ребенка привлекает яркая анимация, знакомые персонажи мультфильмов, интерактивность игры. Для него это также построение новой модели отношений «человек — машина», где он выступает в роли управляющего. Процесс овладения мышкой развивает зрительно-двигательную координацию.

Существует множество компьютерных логических игр, в которые можно играть онлайн. На игровых сайтах они обычно разделяются по возрасту ребенка. Примеров таких игр много, это и ассоциации, и мозаики, судоку, игры «Лишний предмет», «Холодное-горячее», «Ошибки художника», «Соедини по точкам» и другие.

Компьютерные игры побольше, содержащие несколько постепенно усложняющихся уровней, могут потребовать установки на компьютер. Российская компания «1С» выпустила целую образовательную коллекцию «Умные игры», среди которых есть часть «Развитие логики и воображения».

При работе ребенка за компьютером очень важно соблюдать следующие правила:
1. Жестко лимитировать время, проведенное за компьютером. Для ребенка 3-4 лет достаточно будет 10-15 минутного занятия. 2. Контролировать правильное положение за компьютером, следить за осанкой и дыханием. 3. После занятия сделать небольшую физическую разминку и разминку для глаз.

Развитие логического мышления у детей

Образ мышления ребенка очень сложен, наверное, именно по этой причине зачастую бывает трудно найти с малышом общий язык. Ведь дети живут в каком-то своем, маленьком мире.

Тем не менее, в настоящее время просто необходимо заниматься правильным и продуманным развитием логического мышления у детей. Наверное, практически каждый человек слышал о том, что в раннем возрасте ребенок воспринимает и запоминает информацию очень быстро и просто. Кроме того, данные знания становятся прекрасной опорной базой на всю жизнь.

Непременно стоит сказать о том, что детское сознание развивается посредством познания окружающего мира, и следует различать определенные этапы развития. В раннем возрасте развитие логического мышления у детей происходит на основе практических действий. То есть, любая задача, которая неожиданным образом встает на пути ребенка, решается ручками. Он не обдумывает план действий, он сразу же действует, а если же у него ничего не выходит, то только тогда он обращается к родителям. Такое мышление называется наглядно-действенным. Следует отметить, что данное мышление остается с ребенком на длительный период времени, и даже когда мышление становится более крепким, и ребенок опирается на полученные ранее знания и данные, ручки все равно тянутся произвести определенные действия, и соответственно сознание начинает действовать только тогда, когда решение вопроса руками стало просто невозможным. Для того, чтобы интенсивно развивать наглядно-действенное мышление вам непременно следует приобрести для ребенка конструкторы, модели кубиков, головоломки….

С трех-четырех лет ребенок начинает определенным образом планировать свои действия. Например, когда он собирает домик из кубиков, он непременно отмечает, что конструкция должна быть не слишком высокой, иначе все разрушится. При сборе детских пазлов ребенок начинает понимать, что каждая деталь имеет значение, и если от нее избавиться, то вся картинка будет испорчена. Такой вид мышления называется наглядно-образным.

Ребенок изначально стремится выполнить определенные действия и начинает понимать, что для достижения цели, непременно следует планировать, обдумывать и отмечать, чтобы в действительности делать все правильно и быстро. Так постепенно происходит развитие логического мышления у детей раннего возраста.

Логика возникает на основе увиденного и сделанного. Такое мышление играет очень важную роль в развитии ребенка, именно по этой причине вы должны позволить ему развиваться интенсивно и правильно. Для этого приобретите пазлы (количество штук определите в процессе игры ребенка с новой игрушкой), конструкторы более сложной конструкции, пластилин, пирамидки с деталями разной величины.

Словесно-логическое мышление начинает формироваться уже к пяти годам. Тем не менее, полное развитие будет происходить уже в школьный период. В данный период времени ребенок начинает воспринимать слова и, скажем так, определенные описания, может быстро реагировать на определенные поставленные вами задачи. Кроме того, ребенок начинает активно осмысливать свои действия.

Начало развития словесно-логического мышления у детей должны положить именно родители. Поэтому вам следует приобрести книги с определенными загадками, приобрести достаточно сложные конструкторы, детский нетбук с вопросами и ответами, начать изучение букв и цифр посредством наглядного метода…

Помните о том, что развитие логики и мышления для ребенка очень большой труд, именно по этой причине к развитию следует подойти правильно, чтобы не вызвать у малыша некой антипатии, которая останется в его сознании на всю жизнь. Все следует делать в виде легкой и в тоже время активной игры. Дети это любят. И только таким образом, вы в действительности сможете добиться феноменальных результатов в развитии логического мышления у детей.

Меню