Развитие моторики у ребенка 1 год

Цепкие пальчики наших малышей: как развивать мелкую моторику рук

Мама несет ответственность за состояние здоровья ребенка, его двигательную активность, физическое и умственное развитие, качество адаптивности. Вот и мелкая моторика рук малыша является заботой взрослых. Инстинктивно ребенок сам тянется к предметам, но всё-таки следует направлять его потенциал в нужное русло.

Развитие мелкой моторики рук идет постепенно, в соответствии с возрастом ребенка. Первый период – от 0 до 6 месяцев. В это время движения крохи непроизвольны, поэтому его пальчикам может помочь только мама – делать массаж.

Необходимые манипуляции рекомендуется проводить во время кормления. Следует гладить ладошки и массировать каждый пальчик, естественно, без давления, мягко и нежно.

Методика усложняется к началу третьего месяца. На этом этапе можно вкладывать в руки ребенка разные предметы. Желательно чередовать фактуры и формы: деревянные кубики, пластиковые шары, резиновые игрушки. Давая малышу предметы, нужно проговаривать их названия и характеристики: «это кубик из дерева», «это гладкий шар», «это ёжик с колючками».

Груднички обожают погремушки – с удовольствием теребят их в руках. Данная манипуляция способствует развитию не только мелкой моторики, но и слуха. Также кроха обнаруживает причинно-следственную связь: двигается игрушка – возникает звук.

Когда ребенку исполнится год, можно усложнить задания. Отличное подспорье – матрёшка и пирамида (кольца должны быть крупными). Пусть ребенок учится делить игрушки на части и собирать их в нужном порядке.

Можно затеять простую, но интересную игру – воображаемое рисование. Держа пальчик ребенка, нужно повторять черты лица. При этом мама проговаривает слова: «глаза», «брови», «нос», «губы», «волосы» – в общем, то, что малыш «изображает».

Хорошая помощница в развитии мелкой моторики рук ребенка – красная и белая фасоль. Сначала нужно перемешать ее, а после позвать кроху и вместе с ним раскладывать продукт по цветам.

Наверняка ребенку понравится игра «украшение ёлки». Мама должна подготовить лист бумаги, зеленый карандаш и разноцветный пластилин. Она рисует хвойное дерево, а малыш украшает его кусочками эластичного материала.

Дальше – больше. После того как исполнился год, ребенок начинается хулиганить: проливать воду, рвать бумагу, оставлять следы. Маме не следует бранить чадо за проделки. Это очередные упражнения для развития мелкой моторики.

Пусть малыш расплёскивает воду во время купания, тогда озорство не будет столь ощутимым. Можно вовлечь его в создание картин на плитке в ванной. Для этого предназначены специальные краски. Они продаются во многих магазинах. Аппликация из цветной бумаги – занятие, которое тоже может увлечь ребенка. Основную работу придется делать маме, зато ребенок получить возможность развивать свои навыки.

Рисунки на столе – что может быть проще? Мама рассыпает немного манки и позволяет крохе творить пальчиками. Вряд ли он изобразит что-нибудь шедевральное. Родительница должна помочь – показать, какими замечательными получаются цифры и геометрические фигуры.

Действия ребенка становятся всё более осмысленными. Он играет в ладушки и двигает пальчиками на своё усмотрение. Легкое упражнение: мама берет пальцы малыша и формирует из них лодочку, затем кладёт внутрь маленькую игрушку и качает ладонь, будто началась качка.

Теперь нужно согнуть руку ребенка в локте и сделать из ладони клюв. Так у него получится гусь. Для убедительности можно пропеть песню «Жили у бабуси…».

Две ладони объединились – вышел бутон. Когда солнышко всходит, он раскрывается (мама показывает малышу, что его пальчики раскрываются).

К цветочку прилетела бабочка. Чтобы она появилась, нужно взять ребенка за руки и сформировать из его ладоней подобие крыльев. Пальчики начали двигаться, и бабочка взмыла вверх. Вот такая игра в театр весьма эффективно развивает мелкую моторику. Каждый специалист это подтвердит.

Упражнение «уборка». Так, играючи, можно приучить ребенка к порядку. Под руководством мамы он должен собрать разбросанные игрушки. Только процесс нужно дополнить фантазийными элементами: «кукла хочет спать – положи ее в кроватку», «отвези машинку в гараж (гаражом будет называться коробка)». Мытье игрушек также способствует развитию мелкой моторики рук.

Конфеты в обёртках – идеальное приспособление для развития пальчиков. Ребенок должен сам их разворачивать. Можно дать ему возможность почистить яйцо, мандарин.

В этот период идет освоение мозаики, конструктора. Подходит для занятий puzzle. Если детали мелкие, нужно постоянно следить за ребенком, чтобы он не засовывал их в нос и рот.

Не стоит забывать о рисовании и лепке. Эти занятия актуальны на протяжении всего периода развития. Работают не только руки, но и мозг, а именно память, воображение.

Развиваем логику и мелкую моторику у детей 4-5 лет

В возрасте 4-5 лет дети могут с большим удовольствием играть в логические игры. Без логики невозможно мыслить и учиться. Также в детском возрасте крайне важно развивать моторику. При рисовании, лепке, выкладывании узоров из мозаики развивается не только мелкая моторика рук, но и активизируется работа различных участков мозга. Это уменьшает риск возникновения дисграфии у ребёнка.

Найди вещь. Эта игра учит сопоставлять косвенные признаки предметов. Можно использовать цветные карандаши, фломастеры или просто закрашенные разными цветами квадратики из бумаги. К каждому из этих предметов подберите игрушки такого же цвета и составьте из них пары. Покажите ребёнку эти пары – пусть их будет около 8-10.

Затем смешайте вместе все игрушки и карандаши, фломастеры или квадратики из бумаги. Попросите малыша закрыть глаза, а сами уберите одну игрушку из общей кучи. Теперь попросите ребёнка определить, какой игрушки не хватает.

Игра в шахматы, наверное, одна из самых древних игр, которые развивают внимание и мышление. Маленькие дети (от 3,5-4 лет) очень часто легко впитывают правила шахматной игры. Как только ребёнок освоит расположение и силу фигур, можно показать, как они ходят, и начать разыгрывать простейшие партии.

Игры на развитие моторики. После 4 лет детям уже можно давать для игр конструктор с мелкими деталями. Для развития моторики очень важно, чтобы детали были как можно меньше. Но для начала вполне можно использовать большие конструкторы.

Существуют конструкторы, основанные на действии магнетизма – в нём есть магнитные предметы и металлические. Благодаря эффекту намагничивания ребёнок может создавать самые различные комбинации. Магнитные конструкторы развивают пространственное мышление, дают понимание законов геометрических и стереометрических построений.

Впрочем, будьте бдительны: в России дети всё чаще стали проглатывать магнитные шарики от конструкторов, это оборачивается сложными операциями на брюшной полости. При проглатывании таких шариков они быстро проходят из желудка в кишечник, примагничиваются друг к другу и вызывают формирование межкишечных свищей.

Малышам очень полезно самим научиться создавать предметы, для начала – игрушки. Например, для изготовления гусеницы достаточно старого детского гольфика. Его наполняют ватой или крупой, затем зашивают верх. На уровне пятки пришить две пуговицы, на уровне носка – ещё одну другого цвета, это будет рот. Украсить игрушку можно ленточками и бантиками.

Повтори движение. Взрослый, садясь напротив ребёнка, делает пальцами своей руки какую-либо фигуру (какие-то пальцы согнуты, какие-то выпрямлены – любая комбинация). Ребёнок должен повторить фигуру. Задание усложняется тем, что ему её ещё необходимо зеркально отразить, так как взрослый сидит напротив. Если это вызывает у ребёнка сложности, то сначала можно потренироваться, сидя рядом, а не напротив малыша. Так ему будет легче копировать положение пальцев руки.

Что в сосуде? Ребёнок опускает кисти рук в сосуд, заполненный каким-либо однородным наполнителем (вода, песок, различные крупы, дробинки, любые мелкие предметы). 5 — 10 минут как бы перемешивает содержимое. Затем ему предлагается сосуд с другой фактурой наполнителя. После нескольких проб ребёнок с закрытыми глазами опускает руку в предложенный сосуд и старается отгадать его содержимое, не ощупывая пальцами его отдельные элементы.

Игры развивающие мелкую моторику рук

Приветствую Вас на сайте «Мой ребенок», сегодня продолжаем говорить на тему развивающих игр и в данный момент рассмотрим игры развивающие мелкую моторику рук.

Мелкая моторика — это когда пальцырук и ног способны точно, скоординировано совершать какие-либо действия и за все это отвечает не только нервная и мышечная система, но и зрение.

Развитие мелкой моторики протекает в несколько этапов, поэтому давайте разберем подробнее. Ребенок уже в первые месяцы жизни пытается ухватиться за предмет (игрушку), который предложил ему взрослый (мама или папа).

В 4 месяца малыш делает первые попытки самостоятельно взять, ту вещь к которой он испытывает интерес. Далее развитие идет своим чередом, ребенок учиться перекладывать игрушки из одной руки в другую. Ребенок уже может брать предмет двумя пальцами.

Ребенку исполнился год, развитие мелкой моторики продолжается. Малыш после года продолжает увеличивать свои навыки, лучше держит ложку, учится рисовать (пока это просто кривые линии), играет с игрушками независимо от величины и формы.

Помочь ребенку в развитии мелкой моторики вы можете с помощью упражнений, которых очень много. Все зависит от того, сколько ребенку лет, а также от его склонностей к чему-либо.

Эти игры очень сильно помогают в развитие мелкой моторики. Одна из них это ладушки, кроме этого пальчиковые игры помогают родителям общаться с ребенком. Вот несколько пальчиковых игр:

Ребенку от 9 месяцев до 1 года. Пуговицы должны быть разных цветов. Первое время ребенку будет достаточно просто перебирать их. В дальнейшем, когда ребенок начнет разбираться в цветах вы сможете усложнить ему задачу, попросив, отложить к примеру все белые пуговицы в коробку, а потом пуговицы другого цвета.

Ребенку 1 год. Если ребенок уже научился ходить! Покажите ему, что нужно сделать, а именно ребенок должен с тарелки или со стала подцепить шарик ложкой, и когда это у него получиться пройтись с шариком в ложке к примеру от комнаты к кухне и не уронить шарик.

Ребенку 1,5 года. Эта игра основана на том, чтоб ребенок учился завязывать шнурки, веревки. Для начала необходимо несколько раз, а может дней показывать и объяснять ребенку, что и зачем это делается.

Помните в детстве родители на показывали различных зверей на стене, которые отражались от небольшого источника света (лающая собака, летящая птичка и т.д.) вот нужно в эту игру сыграть со своим ребенком. Эта игра очень хорошо помогает в развитии мелкой моторики.

Покажите ребенку что можно делать с карандашом и фломастерами, пусть ребенок учиться рисовать. Также в развитии мелкой моторики помогает лепка. Купите в магазине пластилин и лепите с ребенком различные фигурки.

У нас есть копилка в виде игрушки. В нее бросаешь монетку и она начинает петь песенку. Как то раз я показал своей дочери (на то время ей еще не было и 2 лет) как кидать монетки (сначала нужно помыть с мылом монетки) в копилку и ей понравилась эта игра. Я считаю при этой игре также хорошо развивается мелкая моторика.

Меню