Развитие моторики у детей школьного возраста

Развитие мелкой моторики рук у детей раннего возраста

Уровень развития мелкой моторики – один из показателей интеллектуальной готовности. Обычно ребёнок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически мыслить, у него достаточно развиты память и внимание, связная речь.

Необходимость развития активных движений пальцев рук получила научное обоснование. Ученые, занимающиеся изучением деятельности детского мозга, психики детей отмечают большое стимулирующее значение функции руки, было установлено, что уровень развития речи находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук.

Начинать работу по развитию мелкой моторики нужно с самого раннего возраста. В раннем возрасте нужно выполнять простые упражнения, сопровождаемые стихотворным текстом, не забывать о развитии элементарных навыков самообслуживания: застегивать и расстегивать пуговицы, завязывать шнурки и т. д.

Как определить уровень развития речи ребенка первых лет жизни? Попросите ребенка показать один пальчик, два, три. Если ему удается изолированно двигать пальцами – это говорящий ребенок, если мышцы пальцев напряженны, пальцы сгибаются и разгибаются только вместе и не могут двигаться изолированно, стоит призадуматься. Пока движения пальцев не станут свободными, развитие речи и, следовательно, мышления будет затруднено.

Занятия и игры, направленные на развитие моторики кистей и пальцев рук, сейчас стали очень популярны. В Интернете и в книжном магазине Вы можете найти  разнообразные пособия и игрушки, способствующие развитию мелкой моторики. Такая тенденция обусловлена, ем, что особенно у городских детей идет ослабление общего моторного отставания.

Ниже приведем примеры, игр и некоторых упражнений, на предмет укрепления рук ребенка, и согласованности движения пальцев рук.

Сначала познакомим Вас с самомассажем. Это один из видов пассивной гимнастики, его проводят ежедневно, желательно 2-3 раза в день. Он оказывает тонизирующее действие, начинают с растирания подушечек пальцев в направлении к ладони одной руки, а затем другой. Далее проводится растирание ладони одной руки от середины к краям большим пальцем другой руки. После чего проводится комплекс упражнений.

«Пунктиры». Подушечки четырёх пальцев правой руки установлены у оснований пальцев левой руки с тыльной стороны ладоней. Движениями назад - вперёд пунктирами смещаем кожу, постепенно продвигаясь к лучезапястному суставу.

«Пила». Левая рука (кисть и предплечье) лежит на столе ладонью вверх. Ребром правой ладони имитируем движение пилы по всей поверхности левой ладони в направлении вверх-вниз. То же для другой руки.

«Утюжок». Исходное положение то же. Правой рукой поглаживаем, растираем, разминаем левую. То же для другой руки.

«Каток». Исходное положение то же: костяшками сжатых в кулак пальцев правой руки двигаем вверх-вниз по левой ладони, разминая её. То же для другой руки.

«Краб» Исходное положение то же: Пальцы расставлены. Сгибаем указательный и средний пальцы правой руки и фалангами пощипываем пальцы левой. То же для другой руки.

Можно поиграть с детьми в театр теней. Например, показать «Зайчика» пальцы  сжаты в кулак, а указательный  и средний выпрямлены, пошевелите ими, можно показать, что зайчик бежит за морковкой. «Коза»: пальцы руки сожмите в кулак, затем выпрямите указательный палец и мизинец - получатся «рога» и другие фигуры.

- Видишь, как трудно работать братьям без большого пальца, без него трудно писать, рисовать, играть. Люди так и назвали этот пальчик, потому, что он главный - большой.

- Что же могут наши пальчики? (держать карандаш, красиво рисовать, писать, строить из конструктора, лепить из глины и пластилина, шить, вышивать...)

Сочетание пальцевых упражнений с речевым сопровождением в стихотворной форме, позволяет достичь наибольшего обучающего эффекта. Включение упражнений на развитие пальцевой моторики в физкультминутки, на занятиях, а так же 2 - 3 мин. в утреннюю гимнастику, играет положительную роль в обучении детей.

Наливаем воды в чашку, бросаем туда несколько мелких предметов. Ребенок при помощи ситечка (кухонного или игрушечного) достает по очереди эти предметы и кладет их в соседнюю чашку.

Поставьте на поднос две чашки:слева чашку с крупой, а справа - пустую. Двигая рукой ребёнка, покажите ему, как надо брать крупу ложкой. Осторожно поднесите ложку к пустой чашке и опрокиньте над ней. Задача: пересыпать всю крупу из левой чашки в правую.

Ваш малыш уже может самостоятельно положить себе в чай сахар. Теперь научите его размешивать сахар  ложкой.

Развитие тонкой моторики у детей старшего дошкольного возраста как условие успешной подготовки к школе

 Что же мы понимаем под «подготовкой детей к школе»? Это понятие постоянно уточняется и конкретизируется. При недавнем доминировании знаниецентристской парадигмы в образовании внимание научной и педагогической общественности было сосредоточено на комплексе знаний и умений, который необходимо было дать детям. Сейчас ведущей признана гуманитарная парадигма, которая главной целью образования видит личность и на первое место выдвигается проблема создания условий, которые будут способствовать эффективному поступательному развитию ребенка-дошкольника, его успешному развитию.

Сегодня основным показателем готовности ребенка к школе является сформированность интегративных качеств личности, которые обеспечат ребенку безболезненную адаптацию к школьному обучению и успешность в учебной деятельности. Однако мы все равно наблюдаем, что в образовательном работе детского сада и родителей с детьми продолжает преобладать нацеленность на формирование специальной готовности ребенка (овладение началами грамоты: чтение, письмо, математика). При этом не учитывается такое важное условие полноценного овладения ребенком учебными навыками, в том числе письмом, как развитие сенсорного и моторного компонентов двигательного анализатора тела и готовность руки (непосредственного орудия графической деятельности) к выполнению точных и сложных движений.

Учителя начальных классов, изучая уровни тонких дифференцированных движений пальцев и кистей рук вновь поступивших первоклассников, делают неутешительные выводы о целенаправленности и точности движений ребенка, об умениях подчинять движения задачам деятельности. Что печально, в большей степени это касается работы с карандашом и ручкой, основными графическими инструментами, требующими сложноскоординированных движений руки и глаз.

Развитие мелкой моторики у детей

Какой родитель не мечтает, чтобы его ребенок рос умным, здоровым и образованным? Отсюда стремление водить на уроки в развивающих центрах, в художественную и музыкальную школы, на курсы английского, в бассейн, в кружки, на секции... Когда и с чего стоит начинать детское развитие? О первых и наиболее значимых ступенях, а именно о физиологических основах мелкой моторики, мы сегодня поговорим с вами.

Правда, что мелкая моторика связана с речью ребенка?

Правда. Область головного мозга, которая отвечает за двигательные функции, расположена близко к речевой области. Считается, что как для развития речи, так и для общего развития ребенка важна стимуляция мелкой моторики.

Возможно ли исправить нарушения мелкой моторики?

Если дети появились на свет недоношенными, с неврологическими заболеваниями или другими моторными проблемами и нельзя назначить массаж из-за судорожной активности, стимулировать развитие ребенка помогут упражнения и занятия, задействующие механизмы мелкой моторики.

Более подробно о недоношенных детях мы писали в статье:

Мастер-класс на тему: «Роль нестандартного оборудования в развитии мелкой моторики дошкольников»

Автор мастер-класса:  Гребеник Зоряна Михайловна – воспитатель МБДОУ «Центр развития ребенка – детский сад №50 «Светофорик» города Невинномысска

В настоящее время актуальной проблемой становится полноценное развитие детей уже с дошкольного возраста. Поэтому, одним из показателей и условий хорошего физического и нервно-психического развития ребёнка является развитие его руки, кисти, ручных умений или, как принято называть, мелкой пальцевой моторики.

Мелкая моторика - совокупность скоординированных действий нервной, мышечной и костной систем, часто в сочетании со зрительной системой в выполнении мелких и точных движений кистями и пальцами рук и ног.

Вначале готовим необходимые материалы. Определяем необходимое количество крышек на полосе: для младших дошкольников 1 – 3 штуки, а для детей постарше – можно наклеивать крышки в два ряда.

Теперь можно предложить ребенку несколько мешочков, чтобы малыш ощупал содержимое, определил форму и количество обследуемых предметов.

Особенный интерес у малышей  вызывают  прищепки. Использование прищепок – это развитие не только тонких движений пальцев, но и речи.

На бумаге создаем эскиз оборудования, переносим на материал для основы. Если использовать более плотные материалы (фанера, ДВП), то необходимо для выпиливания воспользоваться электролобзиком, если же Вы воспользуетесь потолочной плиткой, то силуэт оборудования можно вырезать канцелярским ножом.

Затем необходимо приступить к окрашиванию поверхности гуашью (акриловой краской). Если использовать плитку, то для ее окрашивания необходимо в краску добавить немного обезжиривающего средства (шампунь, жидкое мыло и т.д.)

Теперь можно экспериментировать с цветами прищепок. Если «Деревце» осеннее, то прищепки могут быть желтыми, красными и т.д. Если летнее или весеннее – то зелеными…

А если ребенок заинтересуется «Чудесными прищепками», то можно предложить ему сложить сюжетную композицию – Ваша фантазия Вам поможет.

1.    Пластиковые бутылки (вместительность  и количество по вашему выбору). В нашем бассейне их 14 штук.

5.    Крышки от пластиковых бутылок или пластмассовые контейнеры от Киндер-сюрпризов (чем больше, тем лучше)

Подготавливаем необходимые материалы и запасаемся содержимым сухого бассейна. Практика показала, что для дошкольников интересен любой предлагаемый материал? Крышки, киндеры, маленькие игрушки. Если размер игрушек слишком маленький, а ребенок в возрасте до 3 лет, то обратите особое внимание на то, чтобы Ваш дошколенок не брал игрушки в рот.

Далее вырезаем основание сухого бассейна в виде круга. Размер определите оптимальный для Вашего помещения и применения. Бутылки украшаем разноцветной самоклеящейся пленкой и размещаем горловиной вниз. У самого горлышка бутылки тонкое место лучше срезать ножом или ножницами для более плотного прилегания ко дну. Бутылки между собой склеиваем скотчем.

Далее приступаем к оформлению внешней стороны «Цветка». Используем для этого зеленую ткань, драпируем ее с помощью ниток и иголки.

А теперь самое приятное – пусть Ваши малыши найдут на дне сухого бассейна что-нибудь особенное и испытают новые ощущения!

Меню