Развитие моторики у детей 7 лет

Цепкие пальчики наших малышей: как развивать мелкую моторику рук

Мама несет ответственность за состояние здоровья ребенка, его двигательную активность, физическое и умственное развитие, качество адаптивности. Вот и мелкая моторика рук малыша является заботой взрослых. Инстинктивно ребенок сам тянется к предметам, но всё-таки следует направлять его потенциал в нужное русло.

Развитие мелкой моторики рук идет постепенно, в соответствии с возрастом ребенка. Первый период – от 0 до 6 месяцев. В это время движения крохи непроизвольны, поэтому его пальчикам может помочь только мама – делать массаж.

Необходимые манипуляции рекомендуется проводить во время кормления. Следует гладить ладошки и массировать каждый пальчик, естественно, без давления, мягко и нежно.

Методика усложняется к началу третьего месяца. На этом этапе можно вкладывать в руки ребенка разные предметы. Желательно чередовать фактуры и формы: деревянные кубики, пластиковые шары, резиновые игрушки. Давая малышу предметы, нужно проговаривать их названия и характеристики: «это кубик из дерева», «это гладкий шар», «это ёжик с колючками».

Груднички обожают погремушки – с удовольствием теребят их в руках. Данная манипуляция способствует развитию не только мелкой моторики, но и слуха. Также кроха обнаруживает причинно-следственную связь: двигается игрушка – возникает звук.

Когда ребенку исполнится год, можно усложнить задания. Отличное подспорье – матрёшка и пирамида (кольца должны быть крупными). Пусть ребенок учится делить игрушки на части и собирать их в нужном порядке.

Можно затеять простую, но интересную игру – воображаемое рисование. Держа пальчик ребенка, нужно повторять черты лица. При этом мама проговаривает слова: «глаза», «брови», «нос», «губы», «волосы» – в общем, то, что малыш «изображает».

Хорошая помощница в развитии мелкой моторики рук ребенка – красная и белая фасоль. Сначала нужно перемешать ее, а после позвать кроху и вместе с ним раскладывать продукт по цветам.

Наверняка ребенку понравится игра «украшение ёлки». Мама должна подготовить лист бумаги, зеленый карандаш и разноцветный пластилин. Она рисует хвойное дерево, а малыш украшает его кусочками эластичного материала.

Дальше – больше. После того как исполнился год, ребенок начинается хулиганить: проливать воду, рвать бумагу, оставлять следы. Маме не следует бранить чадо за проделки. Это очередные упражнения для развития мелкой моторики.

Пусть малыш расплёскивает воду во время купания, тогда озорство не будет столь ощутимым. Можно вовлечь его в создание картин на плитке в ванной. Для этого предназначены специальные краски. Они продаются во многих магазинах. Аппликация из цветной бумаги – занятие, которое тоже может увлечь ребенка. Основную работу придется делать маме, зато ребенок получить возможность развивать свои навыки.

Рисунки на столе – что может быть проще? Мама рассыпает немного манки и позволяет крохе творить пальчиками. Вряд ли он изобразит что-нибудь шедевральное. Родительница должна помочь – показать, какими замечательными получаются цифры и геометрические фигуры.

Действия ребенка становятся всё более осмысленными. Он играет в ладушки и двигает пальчиками на своё усмотрение. Легкое упражнение: мама берет пальцы малыша и формирует из них лодочку, затем кладёт внутрь маленькую игрушку и качает ладонь, будто началась качка.

Теперь нужно согнуть руку ребенка в локте и сделать из ладони клюв. Так у него получится гусь. Для убедительности можно пропеть песню «Жили у бабуси…».

Две ладони объединились – вышел бутон. Когда солнышко всходит, он раскрывается (мама показывает малышу, что его пальчики раскрываются).

К цветочку прилетела бабочка. Чтобы она появилась, нужно взять ребенка за руки и сформировать из его ладоней подобие крыльев. Пальчики начали двигаться, и бабочка взмыла вверх. Вот такая игра в театр весьма эффективно развивает мелкую моторику. Каждый специалист это подтвердит.

Упражнение «уборка». Так, играючи, можно приучить ребенка к порядку. Под руководством мамы он должен собрать разбросанные игрушки. Только процесс нужно дополнить фантазийными элементами: «кукла хочет спать – положи ее в кроватку», «отвези машинку в гараж (гаражом будет называться коробка)». Мытье игрушек также способствует развитию мелкой моторики рук.

Конфеты в обёртках – идеальное приспособление для развития пальчиков. Ребенок должен сам их разворачивать. Можно дать ему возможность почистить яйцо, мандарин.

В этот период идет освоение мозаики, конструктора. Подходит для занятий puzzle. Если детали мелкие, нужно постоянно следить за ребенком, чтобы он не засовывал их в нос и рот.

Не стоит забывать о рисовании и лепке. Эти занятия актуальны на протяжении всего периода развития. Работают не только руки, но и мозг, а именно память, воображение.

Развитие общей моторики ребенка с трех до четырех лет

Трехлетки очень подвижные: они бегают быстро и почти без падений, хорошо прыгают в длину, довольно ловко обращаются с мячиком. Они с интересом играют в парные и командные игры, соглашаются меняться ролями (водящий, вратарь и др.). Чтобы игра начиналась справедливо, деток учат использовать считалочки.

В три-четыре года многих малышей записывают в спортивные и танцевальные секции. Те, кто посещают детские сады, обычно более дисциплинированно ведут себя в коллективе, однако и "домашние" детки через несколько занятий адаптируются - здесь важны терпение тренера (преподавателя) и его готовность идти на контакт. Физическая нагрузка ребенку должна обеспечиваться разнообразная и регулярная, ведь она способствует хорошему здоровью и полноценному умственному развитию. 

В зимнее время, при наличии снега, дети трех-четырех лет катаются на санках, обучаются лыжной ходьбе, летом в сухую погоду катаются на велосипеде, самокате. Четырехлеток многие родители уже ставят на роликовые и ледовые коньки.

Развивающие игры для ребёнка 2-3 лет

Речевые и двигательные зоны в коре головного мозга близко расположены, и поэтому возбуждение, возникающее в двигательной области коры больших полушарий, передается на центры речевой моторной зоны и стимулирует артикуляцию.

Поскольку с возрастом ребенку потребуется точная, координированная работа кистей и пальцев, например, чтобы рисовать или одеваться, то развитию навыков мелкой моторики необходимо уделять много внимания.

Волшебные шнурки

Игра помогает изучить форму предметов, совершенствует цветовое восприятие, развивает мелкую моторику и терпение ребенка

◈ Покажите ребенку, как из цветных шнурков или тесемок можно выкладывать контуры различных фигур и предметов.

Опять мимо!

◈ После того, как ребенок научился пересыпать крупу в посуду с широким горлом, усложните задачу, предоставив в распоряжение ребенка емкость с зауженным верхом.

◈ Обращайте внимание ребенка на степень наполнения: «Эта баночка наполнена наполовину, а в этой бутылке почти не осталось пустого места».

Входит и выходит

◈ Если есть несколько банок разного размера, то попросите малыша проверить, какой домик подойдет для игрушки, а какой нет.

Мастерим бусы

Необходимый инвентарь: макаронные изделия с крупным просветом, шнурок, большая деревянная игла с широким ушком.

◈ Покажите ребенку, как можно нанизывать макароны на иглу с продетым в нее шнурком. Пусть малыш попробует сделать это сам.

Узоры

◈ Нарисуйте на листе бумаге, а лучше распечатайте красивые витые узоры. Дайте малышу фломастеры и попросите обвести их.

◈ Чтобы игра была более долговечной, заламинируйте лист с узором и используйте фломастеры, которые легко будет стереть тряпочкой после того, как ребенок порисует.

Что такое мелкая моторика?

Мелкая моторика выражается в способности ребёнка выполнять точные движения кистями и пальцами рук и ног в результате скоординированных действий важнейших систем: нервной, мышечной и костной. Относительно моторики кистей и пальцев рук часто применяют термин ловкость. Область мелкой моторики включает большое количество разнообразных движений: от простых жестов (например, захват игрушки) до очень сложных движений (например, писать и рисовать).

Это оправданно тем, что в раннем возрасте идет бурное развитие головного мозга. Наиболее активное созревание двигательной коры идет в первый год жизни ребенка и продолжается в моторном поле до 3 лет

Развитие мелкой моторики у детей до года

В пальцах содержится большое количество нервных окончаний, и если их регулярно стимулировать, можно добиться более активного функционирования всех систем организма. Но это еще не все.

Развитие мелкой моторики у детей способствует тому, что ребенок быстрее начнет говорить, раньше научится складывать пазлы, рисовать, аккуратно писать, и у него хорошо будет развито логическое мышление. Вот поэтому развитию мелкой моторики у детей, особенно до года, нужно уделять особое внимание. Как это сделать?

С трех месяцев ребенку становиться интересно все попробовать на ощупь. Пройдет немного времени, и он начнет сопоставлять зрительный образ и тактильное ощущение. Малыш только знакомиться с разными фактурами, поэтому постарайтесь дать ему как можно больше материалов.

Можно пошить мешочки из разной ткани: х/б, фланелевой, махровой, холщевой. Заполнить мешочки можно различными наполнителями: крупами, солью, мелкими камешками. Повесьте их над манежем, пусть кроха изучает незнакомые предметы.

Как развить моторику у ребенка?

Под понятием «моторика» подразумевается двигательная активность всего организма или отдельных органов с целью совершения определенного действия. Поэтому различают моторику мелкую, крупную и моторику органов. В основе всех действий лежит именно крупная моторика, которую осваивает новорожденный. Как развивать общую или крупную моторику у младенцев?

Дети второго года жизни

К 12 месяцам практически все детки начинают ходить. Они уже освоили общую моторику и продолжают ее совершенствовать, постепенно переходя к более «ювелирным» навыкам. Развитие моторики у детей второго года жизни требует более продуманных и сложных занятий.

В этом поможет рисование, но не простое каляканье пальчиками или карандашами, а зарисовка, например, геометрических фигур, прохождение лабиринтов и прочие занятия. На лист бумаги можно наклеить двусторонний скотч и крепить к нему пуговицы, выкладывая узор или объект.

Очень полезны для укрепления фаланг пальцев, развития глазомера и усидчивости игры-шнуровки. Обычно они производятся из дерева. Нанизывая предметы на шнурочек и снимая их, ребенок, играя, отлично развивается.

Не помешает поиграть в старые добрые ладушки с мамой или папой. Хлопки должны быть разными по интенсивности, от слабых к сильным. Неплохо развивают мышцы игры в «кулачки». Руки нужно согнуть в локтях и сжимать, а затем разжимать кулачки, также с разной силой. Упражнений на моторику великое множество, причем чаще всего дети сами их себе находят, в чем помогают предметы домашнего обихода.

Меню