Развитие моторики у детей 5-7 лет

Ручной ткацкий станок для развития мелкой моторики у детей (5 -7 лет)

Разработка мини-оборудования,  стимулирующего ребенка к самостоятельной,  коллективной деятельности воспитателя  муниципального автономного образовательного учреждения

В рамках проекта "Моя Родина" воспитателем Гладаренко Оксаной Викторовной был разработан и изготовлен ткацкий станок, иголка - челнок и лопаточка для плетения традиционного тюменского ковра.  танок состоит из деревянной рамки с закреплёнными канцелярскими кнопками-гвоздиками для закрепления основных нитей. Иголка – челнок изготовлена с помощью электролобзика, им вырезано отверстие для нити. Лопатка – гребень для укладки нити, Чтобы нить  ложилась в полотне ровно и прочно, «прибиваем» ряды  друг к другу лопаткой - гребнем.

С помощью этого станка (мини-оборудования) дети смогли реализовать - уникальный традиционный сибирский народный промысел - ковроткачество, имеющий богатую историю.

Детьми были изготовлены ковры в предметно-пространственную среду группы - коврики для домика кукол, ковер настенный украшающий уголок патриотического воспитания.

Данный вид деятельности (ковроткачество) позволил воспитателю продолжать развивать творческие способности воспитанников (креативные способности), логическое мышление, самостоятельность, наблюдательность, мелкую моторику рук. Многофункциональность данного изготовленного станка реализуется в изготовлении детьми ковров других традиционных культур, а так же в использовании станка для плетения шалей.

Развитие мелкой моторики у детей с нарушением опорно-двигательного аппарата, имеющих речевые патологии

Дошкольное детство – это важный период для формирования и совершенствования тонких движений пальцев рук у детей. Развитие мелкой моторики – это неотъемлемая составляющая развития ребенка. От развития мелкой моторики напрямую зависит работа речевых и мыслительных центров головного мозга.

Развитие мелкой моторики рук оказывает большое влияние на речевую активность ребенка, так как уровень развития речи находится в прямой зависимости от степени развития движения пальцев рук. Известный исследователь детской речи М.М.Кольцова писала, что “есть основание рассматривать кисть руки как орган речи – такой же, как артикуляционный аппарат. С этой точки зрения проекция руки есть ещё одна речевая зона мозга”.

Развивая мелкую моторику с помощью рук, ребенок развивает движение речевого аппарата, формируется правильное произношение, успешнее происходит обучение письму и чтению.

Я работаю в детском саду компенсирующего вида. Наш детский сад посещают дети с нарушением опорно-двигательного аппарата, имеющие речевые патологии. У многих детей отмечается недостаточность двигательных навыков:

Нарушения моторики у детей отрицательно сказываются на развитии познавательнойдеятельности ребенка. Несовершенство тонкой двигательной координации кистей и пальцев рук затрудняет овладением письмом и рядом других учебных и трудовых навыков.

Поэтому одними из основных направлений коррекционно-развивающей работы в нашем детском саду является развитие мелкой моторики у дошкольников. Для эффективной коррекционной работы я разработала критерии оценки развития мелкой моторики у детей 3-7 лет, которые применяю в своей работе.

Критерии оценки развития мелкой моторики рук у детей 5-7 лет

1 балл – ребенок испытывает трудности при выполнении заданий, при переключении с одного движения на другое. У ребенка плохая координация, неловкость движений; затрудняется в сочетании речи с движениями.

1 балл – затрудняется при выкладывании узора, в работе с ножницами и бумагой; при выполнении синхронных движений правой и левой руки; наблюдается моторная неловкость.

2 балла – выкладывает узор по образцу; допускает незначительные ошибки; испытывает небольшие затруднения в работе с ножницами и бумагой; выполняет задания, принимает помощь.

3 балла – выкладывает узоры, придумывает свои; нанизывает предметы на шнур; завязывает шнурок на бантик; умеет работать с ножницами и бумагой; четко выполняет все задания.

1 балл – правильно держит карандаш только при контроле взрослого; не владеет навыками штриховки; не может обвести фигуру (узор) по контуру (по пунктиру) и нарисовать узор по клеточкам; раскрашивает картинку неаккуратно, много раз выходит за контур.

2 балла – карандаш старается держать правильно; заштриховывает фигуры по образцу, но линии не ровные, выходит за контур; обводит фигуру (узор) точно по контуру (по пунктиру), несколько раз отрывает карандаш от бумаги; раскрашивает разными цветными карандашами, но не очень аккуратно, несколько раз выходит за контур; рисует узор по клеточкам, допускает несколько ошибок.

3 балла – карандаш держит правильно; заштриховывает фигуры в соответствии с образцом ровными параллельными линиями, не выходит за контур; обводит фигуру (узор) точно по контуру (по пунктиру), не отрывает карандаш от бумаги; раскрашивает аккуратно, не выходит за контур рисунка, использует карандаши разных цветов; рисует узоры по клеточкам в точном соответствии с образцом.

Для целенаправленной работы по совершенствованию координации движений рук я разработала перспективный план по развитию мелкой моторики у детей 3-7 лет с учетом лексических тем. Я предлагаю примерное планирование коррекционной работы по лексической теме “Овощи”.

Систематическое использование разнообразных форм работы, направленных как на развитие общих движений кистей рук, так и на развитие тонких движений пальцев рук, приводит не только к улучшению в развитии мелкой моторики, но и помогает нашим детям быстрее освоить правильную речь.

Развитие мелкой моторики у детей

Какой родитель не мечтает, чтобы его ребенок рос умным, здоровым и образованным? Отсюда стремление водить на уроки в развивающих центрах, в художественную и музыкальную школы, на курсы английского, в бассейн, в кружки, на секции... Когда и с чего стоит начинать детское развитие? О первых и наиболее значимых ступенях, а именно о физиологических основах мелкой моторики, мы сегодня поговорим с вами.

Правда, что мелкая моторика связана с речью ребенка?

Правда. Область головного мозга, которая отвечает за двигательные функции, расположена близко к речевой области. Считается, что как для развития речи, так и для общего развития ребенка важна стимуляция мелкой моторики.

Возможно ли исправить нарушения мелкой моторики?

Если дети появились на свет недоношенными, с неврологическими заболеваниями или другими моторными проблемами и нельзя назначить массаж из-за судорожной активности, стимулировать развитие ребенка помогут упражнения и занятия, задействующие механизмы мелкой моторики.

Более подробно о недоношенных детях мы писали в статье:

СПЕЦИАЛИСТЫ

Родителей и педагогов всегда волно­вал вопрос: как обеспечить полно­ценное развитие ребенка в до­школьном возрасте? Как подготовить его к школе? Мы остановимся на одном из аспектов этой проблемы - развитии мелкой моторики и координации дви­жений пальцев рук.

Известно: уровень развития речи на­ходится в прямой зависимости от сте­пени сформированности тонких дви­жений пальцев рук. На основе обследо­вания детей была выявлена следующая закономерность: если развитие движе­ний пальцев рук соответствует возрасту, то и речевое развитие находится в пре­делах нормы; если развитие движений пальцев отстает, то задерживается и ре­чевое развитие, хотя общая моторика при этом может быть нормальной и да­же выше нормы.

Речь совершенствуется под влияни­ ем кинетических импульсов от рук, точнее - от пальцев. Обычно ребенок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рас­суждать, у него достаточно развиты па­мять, внимание, связная речь.

Как часто приходится слышать от учителей: «Интеллект первоклассников развит хорошо. Понимают причинно-следственные связи простых явлений, разбираются в азах грамоты и матема­тики, немало знают об окружающем их мире. Вот только рука не развита. Пи­шут медленно, неуверенно». Родители первоклассников тоже порой приходят в отчаяние: «Чем больше строк пишет сын, тем хуже становится каллиграфия. Строчки не видит, интервалов между буквами не соблюдает, а бесформенные каракули, которые он выводит, даже буквами не назовешь».

Развитый мозг и неразвитая рука - вполне закономерное, при современном образе жизни, явление. Но это недолжно ввергать педагогов и родителей в панику: слабую руку дошкольника можно и необходимо развивать.

Задания выполняются в медленном темпе, сначала одной, затем другой ру­кой, а в конце - двумя руками вместе. Взрослые следят за правильной поста­новкой кисти руки ребенка и четкостью переключения с одного движения на другое. Указания должны быть спокой­ными, доброжелательными, точными. Каждое задание имеет название, выпол­няется два-три раза в день.

Во время занятий нужно учитывать индивидуальные особенности каждого ребенка, его возраст, настроение, жела­ние и возможности. Главное, чтобы за­нятия приносили детям только положи­тельные эмоции. Не надо вкладывать в еще неумелую и слабую руку ребенка карандаш и мучить его работой над прописями. Первые неудачи вызовут разочарование, и даже раздражение. Нужно заботиться о том, чтобы деятельность ребенка была успешной, - это бу­дет подкреплять его интерес к играм и занятиям.

Умелыми пальцы становятся не сра­зу. Игры и упражнения, пальчиковые разминки, проводимые систематичес­ки - в детском саду, дома, во дворе, во время выездов на природу - с самого раннего возраста, помогают детям уверенно держать карандаш и ручку, са­мостоятельно  заплетать косички  и шнуровать ботинки, строить из мелких деталей конструктора, лепить из глины и пластилина, мастерить подар­ки своим близким, принося им и себе радость.

Итак, если будут развиваться пальцы рук, то будут развиваться речь и мышление ребенка, отпадут проблемы обуче­ния не только в первом классе, но и в дальнейшем.

Хотелось бы повторить основное правило для воспитателей, родителей других специалистов, работающих с детьми, - работа по развитию движений рук должна проводиться регулярно, только тогда будет достигнут наилучший эффект.

Методические указания. Первые две строчки — обхватить правой ладонью левую и покачивать в ритме стихотворения. Следующие две строчки - обхватить левой рукой правую и покачивать в ритме стихотворения.

Методические указания. На первуюстрочку — выставляем вверх большие пальцы, на вторую - соединяем под углом кончики пальцев обеих рук. На третью - поочередно называемые пальцы соединяются с большим на двух рукаходновременно. Затем вверх выставляются только мизинцы, другие пальцы сжаты в кулак. На шестую - кулачки сту­чат друг о друга. На последние две строчки - ритмичное сжатие пальцев на обеих руках.

Ну, а эти безымянны молчуны, всегда упрямы. (Показать безымянные паль­ цы, остальные придерживать больши­ ми пальцами).

Методические указания. Пальцы обе­их рук собраны в щепотку и соприкаса­ются кончиками. Дуем на них - пальцы принимают форму шара. Воздух выхо­дит - пальцы в исходное положение.

Меню