Развитие мелкой моторики у умственно отсталых детей

Своеобразие эмоционально-волевой сферы детей с нарушенным интеллектом

Умственная отсталость проявляется не только в нарушении познавательной деятельности, но и в нарушении эмоционально-волевой сферы, которая имеет ряд особенностей. Отмечаются недоразвитие эмоций, их незрелость, а также малая связь чувств с разумом. Чем выражение умственная отсталость, тем менее дифференцированы эмоции, нет оттенков переживаний. Характерной чертой является неустойчивость эмоций. Состояние радости без особых причин сменяется печально, смех — слезами и т.п. Переживания их неглубокие, поверхностные. У некоторых умственно отсталых эмоциональные реакции не адекватны источнику. Имеют место случаи то повышенной эмоциональной возбудимости, то выраженного эмоционального спада (патологические эмоциональные состояния — эйфория, дисфория, апатия).

По сравнению с остальными сторонами личности эмоции умственно отсталых наименее изучены. Между тем в коррекционно-воспитательной работе с умственно отсталыми учет эмоционального компонента очень важен.

Большинству из них доступны также простые эмоции, как страх, радость, удовольствие, гнев, но обычно эмоциональные реакции по глубине не соответствуют причине, вызывающей их. Чаще они выражены недостаточно ярко, в то время как встречаются и слишком сильные переживания по незначительному поводу.

Эмоции детей с умственной отсталостью обнаруживают относительную сохранность. Многие из них чувствительны к оценке своей личности другими людьми. Когда их хвалят, они бурно проявляют свою радость, при порицании часто обидчивы, проявляют негативизм, могут быть вспыльчивы, агрессивны. Вместе с тем им свойственны косность, тугоподвижность эмоциональных проявлений.

Характерными особенностями умственно отсталых является смена настроения, проявления аутичных черт в поведении (радость, возможному контакту, желание его, но в то же время уход от него, иногда через агрессию, самоагрессию, проявление аутостимуляции), радость, удовольствие от активной деятельности, но обычная слабая мотивация, неустойчивый интерес к учебной и в целом к производственной деятельности.

Несмотря на проявляющиеся особенности недоразвития эмоциональной сферы, им свойственны тенденции к сопереживанию родным людям, чувство благодарности, стремление следовать определенным нормам в поведении.

Необходимо учитывать и состояние волевой сферы умственно отсталых. Слабость собственных намерений, побуждений, большая внушаемость — отличительные качества их волевых процессов. Как отмечают исследователи, умственно отсталые дети предпочитают в работе легкий путь, не требующий волевых усилий. Именно поэтому в их деятельности часто наблюдаем подражание и импульсивные поступки. Из-за непосильности предъявляемых требований у некоторых детей развивается негативизм, упрямство.

Положительные или отрицательные чувства, пережитые человеком, не исчезают бесследно, а запоминаются и воспроизводятся им при определенных условиях — человек вновь радуется, вспомнив радостное событие, краснеет при воспоминании о неловком поступке, бледнеет, вспомнив пережитый ранее страх.

Эмоциональная память — память на пережитые чувства. Она имеет большое значение в формировании личности ребенка. Она позволяет ему регулировать поведение в зависимости от ранее пережитых чувств. Пережитые и сохраненные в памяти чувства выступает как побудительные силы либо к совершению того или иного действия, поступка, либо к отказу от действия, если с ним связаны отрицательные переживания в прошлом. Эмоциональная память — важнейшее условие духовного развития человека.

Все эти особенности психических процессов умственно отсталых учащихся влияют на характер протекания их деятельности. Психология деятельности глубоко изучена советскими дефектологами Г.М. Дульневым, Б.И. Пинским и др. Отмечая несформированность навыков учебной деятельности, следует, прежде всего, отметить недоразвитие целенаправленности деятельности, а также трудности самостоятельного планирования собственной деятельности. Они используют лишь ближайшие мотивы деятельности “лишь бы сделать”. Непричастность к своей работе так же является особенностью деятельности этих детей.

Нарушения высшей нервной деятельности, недоразвитие психических процессов являются причиной ряда специфических особенностей личности умственно отсталых. Психологи (Виноградова А.Д., Ушакова И.П. и др.) указывают, что в отличие от сверстников с нормальным интеллектом умственно отсталых характеризует ограниченность представлений об окружающем мире, примитивность интересов, элементарность потребностей и мотивов. Снижена активность всей деятельности. Эти черты личности затрудняют формирование правильных отношений со сверстниками и взрослыми.

Все отмеченные особенности психической деятельности умственно отсталых детей носят стойкий характер, поскольку являются результатом органических поражений (во время родов, постнатальные).

Хотя умственная отсталость рассматривается как явление необратимое, это не означает, что оно не поддается коррекции. М.С. Певзнер, В.И. Лубовский и др. отмечают значительную динамику в развитии умственно отсталых детей при правильно организованном врачебно-педагогическом воздействии в условиях специальных учреждений.

Формирование способности переживать различные настроения (печаль, счастье, сочувствие) — это развитие индивидуальности.

Задача педагога состоит в том, чтобы раскрыть перед учеником богатство чувств и переживаний, показать разницу между плохим и хорошим настроением. Объяснить, что для жизни важнее хорошее настроение, на его фоне человек развивается лучше.

Умение эмоционально настраиваться на определенную ситуацию, одна из предпосылок успешного обучения навыкам общения.

Наиболее адекватными из всех чувств, чувство безопасности и доверия к окружающему миру — к людям и всевозможным предметам и явлениям. Если умственно отсталый ребенок не ощущает чуткости и любви со стороны окружающих, то у него возникает недоверчивое отношение к миру, а возможно, и ощущение страха или агрессивности. Именно поэтому в процессе развития навыков любой деятельности у умственно отсталых учащихся большое внимание уделяется чувствам и эмоциям.

Особое значение имеют коррекционно-развивающие занятия с учетом:
  • индивидуального и дифференцированного подхода к ребенку, учитывающего особенности развития каждого;
  • комплексного подхода к восприятию (следует стимулировать все действующие сенсорные системы);
  • психодинамической разгрузки (чередование психической нагрузки и двигательной активности).
Предварительный просмотр:

:  познакомить детей с выполнением аппликации способом обрывания бумаги, учить заполнять контур кусочками бумаги неправильной формы.

: развивать мелкую моторику, усидчивость, формировать систему» взор- рука» зрительно- двигательную координацию.

: лист- основа с контуром цыпленка, цветная бумага: желтая, полоска зеленой для травки, кусочки коричневой или красной для лапок.

Развитие мелкой моторики рук у умственно отсталых младших школьников через уроки ручного труда

Результаты исследования уровня качества рисунка, нажима на карандаш при рисовании, использования ведущей руки представлены в таблице 2.

Уровень качества рисунка, нажима на карандаш при рисовании, использования ведущей руки у школьников с умственной отсталостью.

Обобщенные результаты диагностики показали, в основном, низкий уровень развития мелкой моторики у школьников с умственной отсталостью (таблица 3).

На этапе констатирующего эксперимента у 1 школьника с интеллектуальной недостаточностью (15 %) диагностировался высокий уровень развития мелкой моторики рук. Таня Д. показала высокий уровень развития мелкой моторики в 5 показателях из 6, пользуясь помощью взрослого.

Для 29 % характерен средний уровень развития мелкой моторики. Выполняя задания школьники не всегда точно выполняли условия заданий и зачастую не воспринимали помощь исследователя.

56 % школьников показали преимущественно низкий уровень сформированности мелкой моторики. Например, Паша Р., выполняя задания, показал 2 раза средний уровень развития мелкой моторики из 6 заданий. У школьников наблюдается не внимательность, повышенная отвлекаемость, что способствует плохому восприятию задания.

Таким образом, после проведения констатирующего эксперимента было выявлено, что у школьников с умственной отсталостью наблюдаются значительные нарушения в развитии мелкой моторики рук. По результатам констатирующего эксперимента был выявлен исходный уровень развития моторики рук. Многие школьники показали низкий уровень.

Данные, полученные после проведенной диагностики, послужили нам ориентиром в разработке коррекционно-развивающей программы по развитию мелкой моторики рук у школьников с умственной отсталостью.

2.3. Разработка и апробация коррекционно-развивающей программы, направленной на развитие мелкой моторики рук детей младшего школьного возраста с умственной отсталостью.

Изучая методическую литературу и пособия по изодеятельности, развитию мелкой моторики у умственно отсталых младших школьников, опыт работы педагогов, воспитателей по изодеятельности, я пришла к выводу, что занятия по ручному труду, конструированию и изобразительной деятельности в коррекционной школе, в основном, включают в себя конструирование из бумаги, строительного и природного материала (шишек, сухих листьев, семян), рисование, аппликацию, лепку из пластилина и глины.

Занимаясь с детьми лепкой, воспитатели, как правило, используют пластилин, но не включают в работу природный материал.

Таким образом, традиционно проводимая работа по развитию мелкой моторики, на мой взгляд, оказывается недостаточной.

В процессе занятий работы с пластилином формируются все психические процессы, развиваются художественно-творческие способности и положительно–эмоциональное восприятие окружающего мира (т. к. пластилин является составляющей арттерапии).

Формирование трудовых навыков и умений у детей происходит путём системного воздействия на общую и мелкую моторику, речь и другие психические процессы с применением природного материала и в тесной связи с естественной познавательной деятельностью ребёнка.

Результаты педагогической диагностики показывают, что у большинства детей отмечается недостаточное или слабое развитие, как мелкой моторики, так и речи.

Дети овладевают основными формообразующими движениями, способами и приёмами лепки, что является базой для последующего усложнения материала в среднем школьном возрасте.

В процессе деятельности формируется

  • отношение ребёнка к самому себе: развивается и укрепляется уверенность в себе, активность, инициативность;
  • отношение ребёнка к сверстникам: воспитывается доброжелательность, уважение к правам других;
  • отношение ребёнка к взрослому: развивается заинтересованность во взрослом, как в партнёре по деятельности.
Ребёнок имеет возможность дать выход своим чувствам и обрести душевное равновесие.

Цель: Развитие мелкой моторики и ознакомление умственно отсталых детей младшего школьного возраста с доступным их возрасту видом ручного труда – лепкой из пластилина.

Меню