Развитие мелкой моторики у детей трех лет

Маранцева Любовь Васильевна

Педагог-психолог проводит психологическое обследование детей и на основе полученных результатов осуществляет развивающую и коррекционную работу. В дошкольном возрасте большинство психических функций находится в стадии формирования, поэтому больше внимания уделяется профилактической и развивающей работе. С целью создания условий для полноценного психического развития ребенка педагог-психолог оказывает помощь детям, родителям и педагогам в период адаптации, составляет рекомендации по предупреждению эмоциональных перегрузок детей.

6. Прощание.

3.Черенкова Е.Ф. Оригинальные пальчиковые игры. – М.: ООО “ИД РИПОЛ классик”, ООО Издательство “ДОМ. XXI век”, 2007.

В продолжении темы: Обсуждение статьи Коррекционно-развивающее занятие по развитию сенсорики и мелкой моторики у детей 3–4 лет с использованием игры "Гвоздики". Детский сад 50. Конспект занятия

Развитие мелкой моторики у детей – это длительный беспрерывный процесс, в ходе которого ребенок познает мир, начинает с ним общаться, набирается ловкости и даже начинает говорить.

Мелкая моторика является ни чем иным, как скоординированной работой мышечной, костной и нервной систем организма. Понимание педагогами и родителями значимости и сущности современной диагностики кистевой моторики и педагогической коррекции сохранят не только физическое и психическое здоровье ребенка, но и оградят его от дополнительных трудностей обучения в школе.

Развитие мелкой моторики в онтогенезе, особенности мелкой моторики у детей с нарушением речи

С первых месяцев жизни у ребенка начинают развиваться двигательные реакции в ответ на раздражитель: в конце первого месяца жизни он пытается распрямлять ножки, на шестой неделе поднимает и удерживает головку, на шестом месяце сидит, в конце первого года пытается ходить, то есть делает первые шаги.

В понятие моторика многие авторы вкладывают неодинаковое содержание. Наиболее удачное определение дал А. Гомбургер, который определил моторику как итог способностей и умелостей, законченную возрастную структуру двигательной целостности особого вида (выражение лица, жесты, привычки, врожденные телесные особенности).

По Л. О. Бадаляну моторика - это «совокупность двигательных реакций, умений, навыков и сложных двигательных действий» («Невропатология» Л. О. Бадалян - М., 1982. - 339 с, 342 с).

Первоначально идет развитие двигательных функций. Этот сложный процесс определяется с одной стороны поэтапным созреванием центральной нервной системы, а с другой - многообразными влияниями окружающей среды. Важную роль в этом процессе играет и генетическая программа развития.

Наиболее интенсивнее двигательное развитие происходит на первом году жизни, что связано с самым высоким темпом созревания мозга. Однако, несмотря на то, что к концу младенчества основные двигательные системы, которые необходимы для адаптации ребенка к окружающему миру, уже сформированы, интенсивное развитие продолжается до 5 - 6-летнего возраста.

«Кинестезия - своеобразная обратная связь, обеспечивающая постоянное снижение восполненного движения с заданной программой» («Невропатология» Л. О. Бадалян -М., 1982. - 339 с, 342 с).

Становление двигательных навыков идет по пути преемственности и поэтапности. Для овладения той или иной функцией в полном объеме развитие ребенка должно пройти несколько этапов, во время которых происходит закладка фундамента будущих функций. Например, к 6 - 7 месяцам жизни большинство детей сидят, если их посадить. Эта функция формируется только тогда, когда дети научатся держать голову и выпрямлять спину.

Последовательные стадии в развитии двигательных функций перекрывают друг друга, то есть ребенок, совершенствуясь в выполнении

одних двигательных навыков, одновременно начинает осваивать другие. Например, 4-6-месячный малыш тренируется в выпрямлении спины, в поворотах головы и в тоже время пытается овладеть навыком сидения.

В ходе сенсомоторного развития возникает и далее реализуется возможность дифференциации и изоляции отдельных движений. Например, у ребенка постоянно формируется умение свободно поворачивать голову без участия в этом туловища.

Развитие двигательных функций совершенствуется от проксимального к дистальному направлению, то есть движение частей тела, расположенных ближе к средней линии тела, совершенствуются раньше, чем движения в более удаленных областях. Например, над положением и движением плеч контроль устанавливается раньше, чем контроль над движением пальцев рук.

Основное условие реализации этих принципов - своевременное становление выпрямительных реакций и развития равновесия.

Е. М. Мастюкова также выделила и описала поэтапное моторное развитие. От рождения до 4 месяцев (1 этап) основной задачей моторного развития является формирование контроля за положением головы, возможности ее произвольных движений во всех направлениях, к концу этапа - развитие выпрямляющих рефлексов туловища.

От 4 до 6 месяцев (2 этап) необходимо стимулировать развитие выпрямляющих рефлексов туловища в положении на животе и на спине. Ребенок в 4 - 5 месяцев, положенный на живот, должен устойчиво удерживать голову по средней линии и опираться на предплечья, согнутые под прямым углом, а к 6 месяцам уже опираться на вытянутые руки, удерживать голову в вертикальном положении на руках у взрослого, активно поднимать голову, лежа на спине, к концу 5 месяца жизни сохранять при поддержке позу сидя. После 4-х месяцев необходимо стимулировать у ребенка повороты со спины на живот.

От 6 до 8 месяцев (3 этап) необходимо стимулировать разнообразную двигательную активность, повороты тела со спины на живот. В положении на животе ребенок должен уметь высоко поднимать голову и поворачивать ее в стороны. Очень важно к концу этого периода стимулировать ползанье. Необходимо научить ребенка переворачиваться с живота на спину, укреплять функцию сидения и присаживания при подтягивании его за руку из положения лежа на спине.

От 8 до 12 месяцев (4 этап) особо важное значение имеют упражнения, которые направлены на приспособление туловища к вертикальному положению тела.

От 12 до 18 месяцев (5 этап) важное значение имеет стимуляция самостоятельной ходьбы, совершенствование устойчивости туловища в вертикальном положении, развитие пяточно-пальцевой формы шага с первоначальной опорой на пятку, потом на пальцы, так называемого переката.

От 18 до 24 месяцев (6 этап) ребенка учат вставать без поддержки из положений на животе, спине, подниматься и спускаться по ступенькам, совершенствуют способ ходьбы, учат бегать, ходить назад. Особое внимание обращают на развитие функции равновесия.

От 2 до 3 лет (7 этап) у ребенка развивают подвижность и равновесие. Проводят занятия по дифференциации движений ног, развитию пяточно-пальцевого навыка ходьбы. -"

В возрасте от 2 до 3 месяцев у ребенка возникают ощупывающее движение. С этого времени происходит включение рецепторов тактильного анализатора коры больших полушарий.

До 3, 5 - 4 месяцев движение рук носят безусловно-рефлекторный характер: движения выполняются как относительно постоянные стереотипичные реакции организма на воздействие окружающей среды. Первая функция рук -схватывание, которое стимулируют тактильные раздражения.

От 4 до 7 месяцев в развитии действий с предметами наступает этап простого "результативного" действия. Для этого периода характерно активное обнаружение скрытых свойств объектов. С 5 месяцев при схватывании более активное участие принимают пальцы: заметно доминирующее положение большого пальца - ребенок отводит его при схватывании.

От 7 до 10 месяцев возникает этап "соотносящего" действия. Ребенок умеет уже соотносить предмет с определенным местом в пространстве. С 8 - 9 месяцев он прекрасно сжимает игрушку, если у него ее хотят взять, берет мелкие предметы двумя пальцами, а большие - всей ладонью.

У него начинает проявляться преобладание одной руки (правой). Новое для этого периода -манипулирование двумя предметами.

С 10 месяцев до 1 года 3-х месяцев отличается появление функциональных действий, которые выражают социальную сущность предмета, определяют его назначение. Наблюдается совершенствование действий: кулачок разжался, пальцы действуют более самостоятельно.

В 1 год 3 месяца активизируется кончик большого пальца, а затем указательный палец. В последующем наблюдается интенсивное развитие относительно тонких движений всех пальцев.

Развитие тонкой моторики рук рассматривала и Е. М. Мастюкова, которая предлагала стимулировать моторное развитие.

Среди разнообразных двигательных функций движения пальцев рук имеют особое значение, так как стимулируют созревание центральной нервной системы, одним из проявлений которого является ускоренное развитие речи ребенка.

Особое внимание развитию тонких движений пальцев рук необходимо уделять, если ребенок имеет нарушение моторики вследствие органического поражения центральной нервной системы. К этой категории детей относятся и дети, которые имеют тяжелые нарушения развития речи.

У ряда детей с речевой патологией наблюдается отставание в развитии двигательной сферы. Это проявляется в плохой координации сложных движений, их недостаточной слаженности и ловкости, в виде выраженных затруднений при выражении упражнений по словесной инструкции.

Обращают на себя внимание и особенности мелкой моторики. Несформированность тонких движений пальцев рук проявляется в затруднениях при выполнении противоположных действий каждой рукой, в изолированном характере их работы, в аритмичности и нечеткость пальцевых движений, в несовершенстве процессов контроля и регуляции движений. Отмечается низкий уровень ручной ловкости в пробах на манипулирование с мелкими предметами.

Дети с нарушением речи отличаются общей неловкостью, недостаточной координированностыо, они неловки в навыках самообслуживания.

У них с задержкой развивается готовность руки к письму, поэтому у них долго не проявляется интерес к рисованию и другим видам ручной деятельности. В школьном возрасте отмечается плохой почерк.

Итак, у детей с речевой патологией можно наблюдать медленное развитие как общей, так и мелкой моторики, что приводит к затруднениям в овладении программным материалом.

Например, на занятиях по изобразительной деятельности дети испытывают трудности, так как они не умеют правильно держать карандаш, пользоваться ножницами, регулировать силу нажима на карандаш или кисточку. Также для детей характерны затруднения при выполнении различных упражнений на музыкальных и физкультурных занятиях.

Чтобы у ребенка выработались прочные навыки во всей двигательной сфере, требуются длительное время и использование разнообразных форм и приемов обучения.

Таким образом, можно сделать вывод, что развитие общей моторики влечет за собой и формирование тонкой моторики пальцев рук. Если в развитии общей моторной сферы будут наблюдаться отклонения от нормы, то вероятнее всего будет и замедленное развитие мелкой моторики.

Меню