Развитие мелкой моторики у детей младшей группы

Статья по аппликации, лепке (младшая группа) по теме: Лепка, как основной материал для развития мелкой моторики и головного мозга.

Лепка из пластилина, и не только она, а любые занятия, которые развивают мелкую моторику, полезны для ребенка, т.к. они оказывают положительное влияние на развитие умственных способностей ребенка, на его речевое развитие и работоспособность.

Развивая мелкую моторику рук при помощи лепки из пластилина или любым другим способом, мы воздействуем на важнейшие участки коры головного мозга. Развивая правую руку, мы стимулируем левое полушарие головного мозга, которое отвечает за логическое мышление, анализ и способность к изучению математики и иностранных языков. Развивая левую руку, мы воздействуем на правое полушарие, которое ответственно за развитие творческих способностей у ребенка, за восприятие музыки и искусства, за фантазию и интуицию.

Вот так просто, занимаясь с ребенком лепкой или рисованием, или, например, пальчиковыми играми, мы можем вырастить и воспитать творческую, гармоничную личность.

Методическая разработка (младшая группа) по теме: Мониторинг мелкой моторики руки через игровые упраждения.

    Методика может применяться в работе с детьми младшего и среднего дошкольного возраста. Мониторинг проводится в начале учебного года, через наблюдение за детьми во время прогулки (прогулка к пруду).

Учебно-методическое пособие (младшая группа) по теме: Игры для развития мелкой моторики своими руками.

Мышление маленького ребёнка возникает, функционирует и развивается в процессе манипулятивной деятельности с предметами. На основе предметной деятельности у ребёнка стимулируется развитие активной речи. От того как ловко малыш управляет своими пальчиками, зависят его будущие успехи - правильная речь, умение рисовать, писать, насколько точно и аккуратно он выполнит работу. Поэтому пальчики ребёнка необходимо развивать. Для этого существует множество различных упражнений и готовых игр. Но кое что можно сделать своими руками. Например, вот такие светофорчики. В процессе игры с ними, ребёнок не только тренирует пальчики, но и запоминает цвета, геометрическую фигуру круг, и знакомится с Правилами дорожного движения.

Методическая разработка по развитию речи (младшая группа) по теме: Развитие речи детей раннего возраста посредством мелкой моторики

Специалисты считают, что в дошкольном возрасте самое пристальное внимание надо уделять развитию мелкой моторики рук, т. к. сначала развиваются тонкие движения пальцев рук, затем появляется артикуляция слогов. Развитие и улучшение речи стоит в прямой зависимости от степени сформированности  мелкой моторики. Это доказано исследованиями физиолога М.И. Кольцовой, которая и  установила, что сначала развиваются движения пальцев рук, когда же они достигают достаточной точности, начинается развитие речи. Развитие движений пальцев рук подготавливает почву для формирования речи. Таким образом, одним из наиболее эффективных средств  речевого развития детей служит развитие именно мелкой моторики.

Подписи к слайдам:

Направление Создание условий для самостоятельной деятельности детей. Организация взаимодействия с семьями воспитанников. Организация совместной деятельности взрослого с детьми.

Игры Экспериментирование Интегративная деятельность Инсценирование Продуктивная деятельность Дидактические игры Конструктивная деятельность Создание речевого центра Создание центра игры Консультации Семинар – практикум Мастер – класс Родительские собрания Наглядная информация Беседы Актуальность темы: Развитие и улучшение речи стоит в прямой зависимости от степени сформированности мелкой моторики. Перспектива развития опыта Расширить перечень самодельных пособий на развитие мелкой моторики рук, разработав новые . Продумать включение пособий на развитие мелкой моторики в занятия по развитию речи, а также в образовательную деятельность по ознакомлению с окружающей действительностью. Изучение сформированности речи «Развитие речи детей раннего возраста посредством мелкой моторики» Шадрунова Елена Александровна Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 21 «Теремок» г. Павлово Результаты работы Расширился словарный запас детей; Использование пособий, способствующих развитию мелкой моторики помогло не только развить речь детей, но и действовать с предметами окружающей действительности, ориентироваться в пространстве; Пополнилась предметно – развивающая среда группы; Данная работа по развитию активной речи ребенка помогла сблизиться с родителями, что способствовало установлению атмосферы более тесного сотрудничества. Психологи и педагоги, уделявшие большое внимание РАЗВИТИЮ РЕЧИ ДЕТЕЙ

Задачи: Раскрыть взаимосвязь формирования речи детей раннего возраста с развитием мелкой моторики. Провести работу по изучению уровня сформированности речевых умений детей раннего возраста. Определить основные методы, формы использования игр и пособий в процессе речевого развития детей и разработать систему их комплексного применения. Работа семьей Консультация «Развитие речи у детей от года до трех» Мастер – класс «Пальчиками играем – стихи повторяем!» Семинар – практикум «Развитие моторно – двигательной координации руки ребенка раннего возраста» Мастер – класс «Пособие своими руками» Консультация «Этот пальчик - Я» Цель: Выявить оптимальные условия развития речи детей раннего возраста посредством развития мелкой моторики рук. СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!

Конспект занятия по развитию мелкой моторики рук в I младшей группе «В гостях у бабушки»

Цель: Учить внимательно слушать потешки и стихи, понимать их содержание, развивать чувство ритма, активную речь, побуждать к игре с движением, развивать мелкую моторику рук, расширять опыт познавательного общения со взрослыми.

Материалы и оборудование: Убранство для русской избы (печь, горшок, самовар, калачи, баранки, капуста, овощи, русский народный костюм, прищепки, слоёное тесто, поднос с манной крупой, собачка, солнышко.

Методические приёмы: игровой приём, использование пособий, игрушек, вопросы, художественные слова, упражнения для развития мелкой моторики рук.

- Солнышко, не грусти, мы поможем тебе лучики найти! (Прищепки прицепили к солнышку). Солнышко говорит всем спасибо, что помогли ему лучики найти.

А я, ребятишки, тоже без дела не сидела, на огороде у меня выросла капуста. Что это такое? Осень наступила, бабушке надо капусту солить! Помогите мне, ребята!

А я ждала вас в гости и тесто завела! Хочу угостить вас бараночками! Нарисуем на противне бараночки (рисуем на противне: бара-ночки). Помогите бабушке бараночки постряпать (стряпаем из теста солёного бараночки). Ой, какие красивые получились!

А чем это вкусно так пахнет? (Дыхательная гимнастика: вдох носом, выдох через рот). Ребята, а баранки наши уже испеклись, давайте достанем их из печки.

Завяжем узелок и унесём подарочек с собой, угостим маму. А сами, ребята, тоже угощайтесь – кушайте бараночки! Вы все молодцы, приезжайте в гости снова! До свидания!

Мастер-класс по развитию речи у детей младшего возраста посредством совершенствования мелкой моторики рук «Веселые пальчики»

Цель: - познакомить педагогов с разными играми, направленными на развитие мелкой моторики и речевых навыков. - знакомство с технологией приготовления соленого теста для изготовления поделок. - заинтересовать и вовлечь педагогов в данный вид деятельности – тестопластика.

Сегодня мы с вами поговорим о пальчиковых играх и их влиянии на развитие речи. Тема нашей встречи «Играем пальчиками и развиваем речь».

Ребенок постоянно изучает, постигает окружающий мир. Основной метод накопления информации – прикосновения. Детям необходимо все хватать, трогать, гладить и пробовать на вкус! Если взрослые стараются поддерживать это стремление, предлагая малышу различные игрушки (мягкие, твердые, шершавые, гладкие, холодные и т. д., тряпочки, предметы для исследование, он получает необходимый стимул для развития. Доказано, что речь ребенка и его сенсорный («трогательный») опыт взаимосвязаны. Если движение пальцев рук соответствует возрасту, то и речевое развитие находится в пределах нормы; если движение пальцев отстает, то задерживается и речевое развитие, хотя общая моторика при этом может быть нормальной и даже выше нормы. Речь совершенствуется под влиянием кинетических импульсов от рук, точнее, от пальцев.

Пальчиковая гимнастика развивает ловкость, подвижность, а веселые стишки помогают снять нервное напряжение. Но это далеко не вся польза, какую приносят пальчиковые игры. Мозг ребенка осваивает огромный объем информации. Если какая-либо его функция не развита своевременно, то в последующем ее полноценное усвоение будет невозможно. Развитие мозга очень сильно зависит от двигательной активности ребенка, а особенно - от движений пальцев рук (то есть от тонкой моторики).

Малыши, которые регулярно занимаются пальчиковой гимнастикой, быстрее учатся писать, лучше говорят, обладают хорошей памятью, развивают координацию движений, скорее успокаиваются после стресса.

На ладони находится множество биологически активных точек. Воздействуя на них, можно регулировать функционирование внутренних органов.

Следовательно, воздействуя на определенные точки, можно влиять на соответствующие этой точке орган человека.

После разминки прочитайте стихотворение и покажите движения пальцев и кисти. Покажите малышу как «рассказать» стихи руками. Пусть он повторяет за вами, а затем постепенно выполняет упражнение самостоятельно. При возникновении трудностей можно взять руку ребёнка и сделать движения вместе с ним.

Сразу много игр давать не стоит, ограничьтесь 1 – 2 в день, Лучше повторите каждую игру 2 – 3 раза. И старайтесь найти удобное время, когда и вы, и малыш готовы с удовольствием провести несколько минут вместе за интересным занятием.

Соль, вода и мука-все, что нужно для изготовления соленого теста. Его можно заготовить впрок, хранить в холодильнике несколько дней. Тесто можно сделать цветным, добавляя гуашь при замешивании или покрасить уже готовое высохшее изделие.

Учимся делить на части. Из какого бы материала не лепили, всегда встает необходимость деления единого куска на части. Существуют несколько способов:

Катаем колобок, при этом действии - скатывания, можно напевать песенку «мы катаем колобок, у него круглый бок. » (серединка цветка)

Колобок сплющиваем ладошкой и прижимаем к середине диска. После этого вытягиваем тесто указательным пальцем до краев диска, что бы получились лепестки. После работы с тестом мы его сушим, красим гуашью, а в середину цветка можно приклеить фотографию мамы. Таким образом у нас получится подарок для мамы.

Благодаря играм с пальчиками дети развивают мелкую моторику, что, в свою очередь, стимулирует развитие речевых центров. Ребёнок получает новые тактильные впечатления, учится концентрировать внимание и сосредотачиваться. Такие игры формируют добрые взаимоотношения между детьми, а также между взрослым и ребенком.

И, последнее. Нам, педагогам важно, знать ваше мнение по поводу состоявшегося разговора. Поэтому я попрошу вас заполнить анкеты.

Уважаемы воспитатели! Благодарим вас за активное участие в проведении мастер-класса и желаем успехов в воспитании детей.

Меню