Развитие мелкой моторики рук у детей раннего возраста

Развитие мелкой моторики рук у детей раннего возраста

Уровень развития мелкой моторики – один из показателей интеллектуальной готовности. Обычно ребёнок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически мыслить, у него достаточно развиты память и внимание, связная речь.

Необходимость развития активных движений пальцев рук получила научное обоснование. Ученые, занимающиеся изучением деятельности детского мозга, психики детей отмечают большое стимулирующее значение функции руки, было установлено, что уровень развития речи находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук.

Начинать работу по развитию мелкой моторики нужно с самого раннего возраста. В раннем возрасте нужно выполнять простые упражнения, сопровождаемые стихотворным текстом, не забывать о развитии элементарных навыков самообслуживания: застегивать и расстегивать пуговицы, завязывать шнурки и т. д.

Как определить уровень развития речи ребенка первых лет жизни? Попросите ребенка показать один пальчик, два, три. Если ему удается изолированно двигать пальцами – это говорящий ребенок, если мышцы пальцев напряженны, пальцы сгибаются и разгибаются только вместе и не могут двигаться изолированно, стоит призадуматься. Пока движения пальцев не станут свободными, развитие речи и, следовательно, мышления будет затруднено.

Занятия и игры, направленные на развитие моторики кистей и пальцев рук, сейчас стали очень популярны. В Интернете и в книжном магазине Вы можете найти  разнообразные пособия и игрушки, способствующие развитию мелкой моторики. Такая тенденция обусловлена, ем, что особенно у городских детей идет ослабление общего моторного отставания.

Ниже приведем примеры, игр и некоторых упражнений, на предмет укрепления рук ребенка, и согласованности движения пальцев рук.

Сначала познакомим Вас с самомассажем. Это один из видов пассивной гимнастики, его проводят ежедневно, желательно 2-3 раза в день. Он оказывает тонизирующее действие, начинают с растирания подушечек пальцев в направлении к ладони одной руки, а затем другой. Далее проводится растирание ладони одной руки от середины к краям большим пальцем другой руки. После чего проводится комплекс упражнений.

«Пунктиры». Подушечки четырёх пальцев правой руки установлены у оснований пальцев левой руки с тыльной стороны ладоней. Движениями назад - вперёд пунктирами смещаем кожу, постепенно продвигаясь к лучезапястному суставу.

«Пила». Левая рука (кисть и предплечье) лежит на столе ладонью вверх. Ребром правой ладони имитируем движение пилы по всей поверхности левой ладони в направлении вверх-вниз. То же для другой руки.

«Утюжок». Исходное положение то же. Правой рукой поглаживаем, растираем, разминаем левую. То же для другой руки.

«Каток». Исходное положение то же: костяшками сжатых в кулак пальцев правой руки двигаем вверх-вниз по левой ладони, разминая её. То же для другой руки.

«Краб» Исходное положение то же: Пальцы расставлены. Сгибаем указательный и средний пальцы правой руки и фалангами пощипываем пальцы левой. То же для другой руки.

Можно поиграть с детьми в театр теней. Например, показать «Зайчика» пальцы  сжаты в кулак, а указательный  и средний выпрямлены, пошевелите ими, можно показать, что зайчик бежит за морковкой. «Коза»: пальцы руки сожмите в кулак, затем выпрямите указательный палец и мизинец - получатся «рога» и другие фигуры.

- Видишь, как трудно работать братьям без большого пальца, без него трудно писать, рисовать, играть. Люди так и назвали этот пальчик, потому, что он главный - большой.

- Что же могут наши пальчики? (держать карандаш, красиво рисовать, писать, строить из конструктора, лепить из глины и пластилина, шить, вышивать...)

Сочетание пальцевых упражнений с речевым сопровождением в стихотворной форме, позволяет достичь наибольшего обучающего эффекта. Включение упражнений на развитие пальцевой моторики в физкультминутки, на занятиях, а так же 2 - 3 мин. в утреннюю гимнастику, играет положительную роль в обучении детей.

Наливаем воды в чашку, бросаем туда несколько мелких предметов. Ребенок при помощи ситечка (кухонного или игрушечного) достает по очереди эти предметы и кладет их в соседнюю чашку.

Поставьте на поднос две чашки:слева чашку с крупой, а справа - пустую. Двигая рукой ребёнка, покажите ему, как надо брать крупу ложкой. Осторожно поднесите ложку к пустой чашке и опрокиньте над ней. Задача: пересыпать всю крупу из левой чашки в правую.

Ваш малыш уже может самостоятельно положить себе в чай сахар. Теперь научите его размешивать сахар  ложкой.

Методическая разработка по окружающему миру (младшая группа) на тему: Опыт работы "Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста"

Уровень развития мелкой моторики – один из показателей интеллектуальной готовности к школе и именно в этой области дошкольники испытывают серьезные трудности. Поэтому работу по развитию мелкой моторики нужно начинать, задолго до поступления в школу, а именно с самого раннего возраста.

Учебно-методический материал (младшая группа) по теме: ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ на тему: «Развитие мелкой моторики у детей раннего дошкольного возраста посредством игровой деятельности»

«Основные направления региональной образовательной политики в контексте модернизации российского образования »

Многие родители, заботясь о том, как  лучше подготовить детей  к школе, обращают внимание, в основном, на чтение и счет.

Но именно в сфере моторики произвольного внимания  чаще всего наблюдаются низкие показатели при обследовании детей на готовность к школе. Почему же так важны для малышей игры, тренирующие мелкую моторику – движений пальцев и кистей рук.

   У детей при ряде речевых нарушений отмечается выраженная в разной степени общая моторная недостаточность, а  также  отклонения в развитии движений пальцев, так как движения пальцев рук тесно связанно с речевой функцией. На основе проведенных опытов и обследования большого количества детей была выявлена следующая закономерность: если развитие движений пальцев соответствует возрасту, то и речевое развитие находится в норме. Если же развитие движений пальцев отстает, то и задерживается и речевое развитие.

  Формирование речевых областей  совершается под влиянием кинестетических импульсов от рук, а точнее от пальцев. Этот факт должен использоваться в работе с детьми. Рекомендуется  стимулировать речевое развитие путем тренировки движений пальцев рук.

   Дети с плохо развитой моторикой неловко держат ложку, карандаш, не могут застегивать пуговицы. Им бывает трудно собрать рассыпавшиеся детали конструктора, работать с пазлами, мозаикой. Они отказываются от любимых другими детьми лепки и аппликации, не успевают за ребятами в группе детского сада.  Таким образом, возможности освоения мира этими детьми оказываются  обедненными. Дети часто чувствуют не состоятельными в элементарных действиях, это влияет  на эмоциональное благополучие ребенка, на его самооценку. Вот почему родителям и воспитателю нужно следить за развитием общей и мелкой моторикой.

    Из всего вышесказанного можно сделать вывод, что у детей моторная недостаточность, а также  отклонения в развитии движений пальцев рук, речевые нарушения.

    Важность проблемы  вызвала необходимость  разработать технологию развития мелкой мускулатуры пальцев рук у детей.

                                                                              « Рука – это вышедший наружу ум человека»

В младшем дошкольном возрасте  наилучший  эффект дают пальчиковые игры, красочные дидактические игры, так как они интересны детям, соответствуют возрасту, позволяют в короткий срок улучшить моторику рук.

u «О  внедрении Федеральных и государственных требований к структуре и   условиям реализации основной общеобразовательной программы  дошкольного образования»

1.изучить специальную психолого-педагогическую литературу по использованию пальчиковой гимнастики в речевом развитии детей

2.подготовить методический материал, план работы, картотеку пальчиковых игр, дидактические игры по развитию мелкой моторики рук

1.     Созданы условия для развития мелкой моторики рук у детей младшего дошкольного возраста в процессе пальчиковых и дидактических игр

2.     Разработаны игровые комплексы по развитию мелкой моторики руки, включающие различные виды  детской деятельности

3.     Представлен систематизированный материал по развитию мелкой моторики руки (игры, упражнения, драматизация)

5.     Развитие мелкой моторики и координации пальцев рук воспитанников уровня соответствующего данному возрасту

Большинство  исследований развития мелкой моторики у детей дошкольного возраста,  выполнена  на материале предметных действий.  Особенности мелкой моторики в движениях без предметов, в режиме экспериментального исследования изучены недостаточно. Материал пальчиковых игровых упражнений, выполняемых одновременно с проговариванием текста народной потешки, представляется на  наш взгляд подходящим для подобного исследования. В силу особенностей организации проведения таких игр - движения выполняются ребенком по подражанию движениям взрослого. Материалом  для исследования стали 5 упражнений из пособия И. Светловой «Развиваем мелкую моторику и координацию движений рук» 2001 год.

1.     Педагог, читая потешку, выполняет упражнение, ребенок смотрит пытается подражать ему (пробная ориентировка в движениях, которая не оценивается)

3.     Если ребенок не справляется с тем или иным заданием, экспериментатор сначала показывает еще раз, ребенок пытается повторить  вместе с ним

4.     Если и это не помогает, используется  метод пассивных движений: взрослый придавал руке, пальцами ребенка нужное положение, затем движение снова повторялось по подражанию взрослого

Таким образом, целенаправленная, систематическая и планомерная работа по развитию мелкой моторики рук у детей младшего дошкольного возраста во взаимодействии с родителями будет способствовать формированию интеллектуальных способностей, положительно повлияет на речевые зоны коры головного мозга, а главное – будет способствовать сохранению физического  и психического здоровья ребенка.

3.     Соединить все пальцы правой руки, изображая клюв дятла и слегка ударять по ладоням левой руки, пальцы которой развести в стороны, изображая дерево

Консультация по развитию речи (младшая группа) по теме: Семинар-практикум: «Пособия для развития мелкой моторики рук своими руками»

В данном семинаре описаны приёмы  и упражнения,   направленные на развитие мелкой моторики; изготовление пособий для развития мелкой моторики рук у детей раннего возраста.

Развитие мелкой моторики в раннем возрасте

Существует множество методов для развития у ребенка мелкой моторики рук в раннем возрасте.  в этой статье мы затронем самые важные из них.

Специалисты по детскому развитию не редко отмечают, что малыши с тем же успехом могут обойтись и без игрушек, если только родители активно участвуют в играх, помогая придумать всякие развлекательные занятия с теми же бытовыми предметами.

Меню