Развитие мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста

Развитие мелкой моторики пальцев и кистей рук детей младшего дошкольного возраста

Проблема развития мелкой моторики ребенка - тонких движений кистей и пальцев рук в психологии и педагогике имеет большое значение и расценивается как один из показателей психического развития ребенка. 

И.М. Сеченов писал, что движения руки человека наследственно не предопределены, а возникают в процессе воспитания и обучения как результат образования ассоциативных связей между зрительными ощущениями, осязательными и мышечными в процессе активного взаимодействия с окружающей средой.

Развитию движений кистей и пальцев рук без предметов детей раннего возраста с давних времен придавалось большое значение в народной педагогике, так как развитие мелкой моторики включалось в многообразные трудовые процессы, и детей с малых лет подготавливали к их выполнению. Для этого малышам в качестве подготовительных упражнений предлагались различные пальчиковые игры с потешками. Интересная игровая форма, ритмическая организация поэтического текста и соотнесенных с ним движений, вовлекали ребенка в выполнение действие по показу взрослого.

Рассмотрим некоторые игры и упражнения, которые помогут укрепить руки малыша, развить согласованные движения рук, дифференцированные движения пальцев рук. В ходе этих игр развиваются следующие движения:

подражание движениям рук взрослого: это умение лежит в основе формирования многих полезных навыков ручных действий движения кистей и пальцев рук.

Кроме того, занятия мелкой моторикой окажут благотворное влияние на общее развитие ребенка, помогут ему стать более самостоятельным и уверенным в себе.

А также проведение занятий по укреплению мелкой моторики рук способствует: развитию хватания; развитию согласованных движений обеих рук; развитию точных и дифференцированных движений кистей и пальцев рук; формированию ручных умений(расстегивание и застегивание липучек, кнопок, пуговиц, молний); развитию осязания; развитию мышления и воображения.

В раннем и младшем дошкольном возрасте полезно выполнять простые упражнения, сопровождаемые стихотворным тестом(«Сорока-Белобока») развитию элементарных навыков самообслуживания (застегивание и расстегивание пуговиц, завязывание шнурков и т.д.

В старшем дошкольном возрасте, работа по развитию мелкой моторики и координации движений руки, должна стать важной составляющей подготовки к школе, в частности к письму.

Почему так важно для детей развитие мелкой моторики рук? Дело в том, что центры в головном мозге человека, отвечающие за речь и движение пальцев рук, расположены очень близко. Стимуляция мелкой моторики способствует активизации всех отделов головного мозга.

В.А. Сухомлинский справедливо утверждал: « Ум у ребёнка находится на кончиках его пальцев». Таким образом, пальчиковые игры и упражнения, а также массаж характеризуются как один из способов развития речи детей и подготовки их к школе.

 Развитие мелкой моторики пальцев рук возможно только в игровой деятельности, т.к игра ведущий вид деятельности в младшем дошкольном возрасте. В игре осознаются и закрепляются самые примитивные действия с предметами, конечно у ребенка возникают трудности в освоение манипулятивной деятельности, в таком случае нужно не забывать хвалить ребёнка, создавая тем самым ситуацию успеха.

В группе раннего возраста кроме запланированных занятий по мелкой моторике, проходящих два раза в неделю, где воспитателем используются игры соответствующие возрастным особенностям каждого ребенка игровые методики, проводятся занятия изобразительным искусством.

Два раза в неделю малыши рисуют красками и карандашами и занимаются лепкой из пластилина. Эти занятия оказывают существенное влияние на развитие мелкой моторики. Занятия проводятся воспитателями в соответствии с установленными программами. Здесь дети знакомятся с основными приемами работы карандашами, фломастерами и кистями, со свойствами красок.

Наибольший интерес вызывает работа ребенка с пластилином. Детям очень нравиться повторять за взрослыми движения, работая с этим новым для них пластичным материалом. Это способствует развитию согласованных движений рук ребенка, а в конечном итоге на развитие речи и мышления малыша.

Занятия этими предметами проводятся в режиме дифференцированного подхода. Расписанием предусмотрены индивидуальные занятия с малышами. И, хотя в речевом и мыслительном развитии ребенка самое существенное происходит на этапе раннего возраста, заниматься мелкой моторикой необходимо и на следующих этапах личностного формирования малышей. Продолжая занятия мелкой моторикой, воспитатели подготавливают детей к очень трудному этапу в их жизни - школьным годам.

Влияние лепки из глины на развитие мелкой моторики рук и развитие речи детей дошкольного возраста

Учёные нейробиологи и психологи, занимающиеся исследованиями головного мозга и психического развития детей, доказали связь между мелкой моторикой руки и развитием речи. Дети, у которых лучше развиты мелкие движения рук, движения пальцев, имеют более развитый мозг, особенно те отделы, которые отвечают за речь.

Мелкую моторику рук развивают: различные игры с пальчиками, игры с мелкими предметами, рисование, застёгивание пуговиц, молний, одевание, раздевание, физические упражнения.

На кончиках пальцев находятся рецепторы, связанные с головным мозгом. Когда ребёнок разминает глину, он надавливает пальцами, тем самым подаёт импульсы в мозг, что в свою очередь положительно влияет на развитие речи и мышления. Глина требует более тщательного разминания, более близкого контакта.

Он придавал тактильным ощущениям большое значение, ибо они несут в речевой центр, в его двигательную часть, дополнительную энергию, способствующую его формированию. Чем совершенней кора головного мозга, тем совершенней речь, мышление.

Во время лепки из глины ребёнок работает руками, пальцами, он творит, он мыслит, он фантазирует и воображает. При создании чего – либо ребёнку очень интересно не только работать руками (пальцами, но и говорить о том, что он делает.

С помощью творчества (лепки) взрослый общается с ребёнком. Выражая свои мысли в образе, ребёнок даёт понять взрослому о чём он думает, что он хочет сказать.

Лепить, создавать, прилагать силу пальцев, долепливать, ломать, перелепливать и в конечном итоге обговаривать что получилось. Когда ребёнок лепит, он превращается в маленького волшебника, он создаёт свой мир.

Консультация для родителей «Развитие мелкой моторики пальцев рук у детей младшего дошкольного возраста»

Необходимо с раннего возраста развивать мелкую моторику пальцев рук малыша, так как это играет важную роль для развития речи и мышления ребенка. В младенческом возрасте можно выполнять массаж пальчиков, используя при этом народный фольклор (потешки, прибаутки, песенки, стишки, тем самым воздействуя на активные точки, связанные с корой головного мозга. Очень нравятся малышам пальчиковые игры, они стимулируют процесс речевого и умственного развития малыша, которые сопровождаются стихотворным текстом (например «Сорока», «Пальчик-мальчик… », «Семья» и др.). А также необходимо развивать элементарные навыки самообслуживания: застегивание и расстегивание пуговиц, завязывание шнурков и т. д.

Пластилин дает уникальные возможности проводить интересные игры с пользой для общего развития ребенка. Покажите малышу все чудеса пластилинового мира, заинтересуйте его, и вы удивитесь, как быстро детские пальчики начнут создавать сначала неуклюжие, а потом все более сложные фигурки.

И не обязательно рисовать только карандашом или кистью на бумаге или картоне. Можно рисовать на снегу и песке, на запотевшем окне и асфальте. Рисование пальцами (прекрасная тренировка мелкой моторики ребенка, полезно рисовать ладонью, палочкой (ватными палочками, делать отпечатки кусочком ваты (штампы, печати, скомканной бумаги.

Бумагу можно рвать, мять, а затем разглаживать ладонью, научите ребенка скатывать из кусочка салфетки шарики, разрезать ножницами. Можно познакомить ребенка, как делается обрывная аппликация. Эти игры и упражнения помогут ребенку узнать, как обычная бумага превращается в красивые аппликации и забавные объемные игрушки.

Игры с песком очень любят малыши играть с песком летом, но какой восторг испытаем малыш, если ему предложат поиграть с песком зимой.

Игры и упражнения на развитие мелкой моторики пальцев рук, способствуют улучшению у детей внимания, памяти, слухового и зрительного восприятия. Когда малыш играет, он становится более самостоятельным и уверенным в себе, у него формируется игровая и учебно-практическая деятельность, воспитывается усидчивость.

Проектная работа: «Развитие мелкой моторики рук у детей старшего дошкольного возраста с ОНР»

Цель проекта: формирование артикуляционной моторики, слухового и зрительного восприятия, внимания и памяти посредством развития мелкой моторики рук у детей старшего дошкольного возраста с ОНР.

Изучить особенности организации логопедической работы по развитию мелкой моторики рук у дошкольников с ОНР.

I. Подготовительный этап (срок 1 месяц) включает изучение литературы по проблеме, подбор упражнений по моторному развитию детей в соответствии с возрастом.

III. Этап апробации (срок 7 месяцев) содержит практические мероприятия по развитию мелкой моторики у детей старшего дошкольного возраста с ОНР.

У детей при ряде речевых нарушений отмечается выраженная в разной степени общая моторная недостаточность, а также отклонения в развитии движений пальцев рук. В связи с этим в системе по их обучению и воспитанию предусматриваются воспитательно-коррекционные мероприятия в данном направлении.

Развитие тонкой моторики рук важно для детей. Так как в головном мозге человека центры, отвечающие за речь и движения пальцев рук расположены очень близко. Стимулируя тонкую моторику и активизируя тем самым соответствующие отделы мозга, мы активизируем и соседние зоны, отвечающие за речь.

С целью развития мелкой моторики рук у дошкольников с ОНР проводится углубленная работа, в ходе которой решаются следующие задачи:

• умение действовать по словесным инструкциям, соразмеряя индивидуальный темп выполнения с заданным, и умение самостоятельно продолжать выполнение поставленной задачи, контроль за собственными действиями.

Реализация поставленных задач осуществляется на фронтальных, подгрупповых и индивидуальных логопедических занятиях, на которых используются традиционная и нетрадиционная формы работы.

Для установления характера нарушений произвольной моторики, а также выявления степени задержки или отставания в моторном развитии необходимо обследование детей. Полученные данные служат дополнительным материалом для дифференциальной диагностики речевых нарушений. Они помогают определить средства коррекционного воздействия в процессе занятий и выбрать способы индивидуальной работы.

Для обследования состояния произвольной моторики у детей были использованы тесты Л. А. Квинта в модификации Г. Гельнитца. Диагностика проводилась в сентябре 2008 года и в апреле 2009 года.

Меню