Развитие мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста упражнения

Предварительный просмотр:

 На дно емкости с водой взрослый выкладывает несколько камешков, ракушек. Затем предлагает ребенку достать «клад». Для этого он выбирает очень красивый камешек или ракушку, разглядывает вместе с малышом. Затем камешек (или ракушка) опускается на дно (глубина не больше 15-20см), и ребенок должен попытаться достать его, отыскав нужный предмет среди других камней и ракушек.

: Воспитатель закапывает в песок небольшой шарик и просит ребенка найти его. Сначала можно закапывать шарик на глазах у малыша, потом так, чтобы он не мог видеть действия взрослого.

Постепенно усложняя задачу, воспитатель закапывает два предмета, например, шарик и кубик, а затем просит найти кубик. Можно закапывать предметы одной формы, но разной величины, а также разные мелкие игрушки.

: В одной емкости находится сухой песок, в другой – влажный. Воспитатель показывает малышу красивые формочки разного цвета и фасона и предлагает испечь печенье. Ребенок пробует выполнить действия как с сухим песком, так и с влажным. Постепенно, в результате игр с сухим и влажным песком, он понимает, что из сухого песка ничего нельзя построить, а из влажного и мокрого – можно. При необходимости воспитатель оказывает малышу помощь или руководит его действиями словесно.

Кончик большого пальца правой руки поочередно касается кончиков указательного, среднего, безымянного пальцев и мизинца:

Указательный и средний пальцы "бегают" по столу; те же движения производить пальцами левой руки; те же движения одновременно производить одновременно пальцами обеих рук ("соревнование"):

Обычно она состоит из множества клеточек. Ребенок ходит указательным и средним пальцами, как ножками, по этим клеткам, стараясь делать шаги на каждый ударный слог. "Ходить" можно поочередно то одной, то другой рукой, а можно - и двумя одновременно, говоря:

Две пробки от пластиковых бутылок кладем на столе резьбой вверх. Это - "лыжи". Указательный и средний пальцы встают в них, как ноги. Двигаемся на "лыжах", делая по шагу на каждый ударный слог:

Материал по теме: Развитие мелкой моторики рук. Игры и упражнения

Мелкая моторика — это способность человека выполнять мелкие и точные движения кистями и пальцами рук и ног в результате скоординированных действий трех систем: нервной, мышечной и костной.

Учебно-методический материал (младшая группа) по теме: ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ на тему: «Развитие мелкой моторики у детей раннего дошкольного возраста посредством игровой деятельности»

«Основные направления региональной образовательной политики в контексте модернизации российского образования »

Многие родители, заботясь о том, как  лучше подготовить детей  к школе, обращают внимание, в основном, на чтение и счет.

Но именно в сфере моторики произвольного внимания  чаще всего наблюдаются низкие показатели при обследовании детей на готовность к школе. Почему же так важны для малышей игры, тренирующие мелкую моторику – движений пальцев и кистей рук.

   У детей при ряде речевых нарушений отмечается выраженная в разной степени общая моторная недостаточность, а  также  отклонения в развитии движений пальцев, так как движения пальцев рук тесно связанно с речевой функцией. На основе проведенных опытов и обследования большого количества детей была выявлена следующая закономерность: если развитие движений пальцев соответствует возрасту, то и речевое развитие находится в норме. Если же развитие движений пальцев отстает, то и задерживается и речевое развитие.

  Формирование речевых областей  совершается под влиянием кинестетических импульсов от рук, а точнее от пальцев. Этот факт должен использоваться в работе с детьми. Рекомендуется  стимулировать речевое развитие путем тренировки движений пальцев рук.

   Дети с плохо развитой моторикой неловко держат ложку, карандаш, не могут застегивать пуговицы. Им бывает трудно собрать рассыпавшиеся детали конструктора, работать с пазлами, мозаикой. Они отказываются от любимых другими детьми лепки и аппликации, не успевают за ребятами в группе детского сада.  Таким образом, возможности освоения мира этими детьми оказываются  обедненными. Дети часто чувствуют не состоятельными в элементарных действиях, это влияет  на эмоциональное благополучие ребенка, на его самооценку. Вот почему родителям и воспитателю нужно следить за развитием общей и мелкой моторикой.

    Из всего вышесказанного можно сделать вывод, что у детей моторная недостаточность, а также  отклонения в развитии движений пальцев рук, речевые нарушения.

    Важность проблемы  вызвала необходимость  разработать технологию развития мелкой мускулатуры пальцев рук у детей.

                                                                              « Рука – это вышедший наружу ум человека»

В младшем дошкольном возрасте  наилучший  эффект дают пальчиковые игры, красочные дидактические игры, так как они интересны детям, соответствуют возрасту, позволяют в короткий срок улучшить моторику рук.

u «О  внедрении Федеральных и государственных требований к структуре и   условиям реализации основной общеобразовательной программы  дошкольного образования»

1.изучить специальную психолого-педагогическую литературу по использованию пальчиковой гимнастики в речевом развитии детей

2.подготовить методический материал, план работы, картотеку пальчиковых игр, дидактические игры по развитию мелкой моторики рук

1.     Созданы условия для развития мелкой моторики рук у детей младшего дошкольного возраста в процессе пальчиковых и дидактических игр

2.     Разработаны игровые комплексы по развитию мелкой моторики руки, включающие различные виды  детской деятельности

3.     Представлен систематизированный материал по развитию мелкой моторики руки (игры, упражнения, драматизация)

5.     Развитие мелкой моторики и координации пальцев рук воспитанников уровня соответствующего данному возрасту

Большинство  исследований развития мелкой моторики у детей дошкольного возраста,  выполнена  на материале предметных действий.  Особенности мелкой моторики в движениях без предметов, в режиме экспериментального исследования изучены недостаточно. Материал пальчиковых игровых упражнений, выполняемых одновременно с проговариванием текста народной потешки, представляется на  наш взгляд подходящим для подобного исследования. В силу особенностей организации проведения таких игр - движения выполняются ребенком по подражанию движениям взрослого. Материалом  для исследования стали 5 упражнений из пособия И. Светловой «Развиваем мелкую моторику и координацию движений рук» 2001 год.

1.     Педагог, читая потешку, выполняет упражнение, ребенок смотрит пытается подражать ему (пробная ориентировка в движениях, которая не оценивается)

3.     Если ребенок не справляется с тем или иным заданием, экспериментатор сначала показывает еще раз, ребенок пытается повторить  вместе с ним

4.     Если и это не помогает, используется  метод пассивных движений: взрослый придавал руке, пальцами ребенка нужное положение, затем движение снова повторялось по подражанию взрослого

Таким образом, целенаправленная, систематическая и планомерная работа по развитию мелкой моторики рук у детей младшего дошкольного возраста во взаимодействии с родителями будет способствовать формированию интеллектуальных способностей, положительно повлияет на речевые зоны коры головного мозга, а главное – будет способствовать сохранению физического  и психического здоровья ребенка.

3.     Соединить все пальцы правой руки, изображая клюв дятла и слегка ударять по ладоням левой руки, пальцы которой развести в стороны, изображая дерево

Картотека (средняя группа) по теме: Дидактические игры "Развитие мелкой моторики рук"

   Уже давно ни для кого не секрет, что развитие мелкой моторики (гибкости и точности движений пальцев рук) и тактильной чувствительности - мощный стимул развития у детей восприятия, внимания, памяти, мышления и речи. Дети, у которых лучше развиты мелкие движения рук, имеют более развитый мозг, особен­но те его отделы, которые отвечают за речь. Пальцы рук наделены большим количеством рецепторов, посылающих импульсы в центральную нервную систему человека. Поэтому очень важно уже с самого раннего возраста развивать у ребёнка мелкую моторику. Но просто делать упражнения малышу будет скучно – надо обра­тить их в интересные и полезные игры.Наряду с развитием мелкой моторики развиваются память, внимание, а так­же словарный запас детей.Мелкая моторика рук – это разнообразные движения пальчиками и ладонями.

Уровень развития мелкой моторики – один из показателей интеллектуальной готовности к обучению. Обычно ребенок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно развиты память и внимание, связная речь.

 Актуальность работы по развитию мелкой моторики детей раннего возраста обусловлена и возрастными психологическими и физиологическими особенностями детей: в раннем и младшем дошкольном возрасте интенсивно развиваются структуры и функции головного мозга ребенка, что расширяет его возможности в познании окружающего мира. Воспитателю, организуя разнообразную деятельность детей с предметами, игрушками и природными объектами, важно активизировать у детей сенсорные основы познания, учить малышей использовать разные органы чувств, для получения информации об окружающем мире: зрение, слух, обоняние, тактильные ощущения.

Предварительный просмотр:

воспитатель говорит детям, что наш Колобок проголодался и нужно его покормить. Дети берут из баночки крупу и кладут в отверстие рта.

Предварительный просмотр:

 развивать мелкую моторику, воображение. Расширять знания об окружающем мире, Упражнять детей в умении считать и отсчитывать, закреплять знания о цвете. Учить правильно брать и открывать прищепки, находить местоположение по цвету. Воспитывать эмоциональное отношение к результатам своего труда, усидчивость, терпение.

плоскостное изображение предметов (солнце, самолет, гусеница, рыбка, репка, свекла, ананас, домик, ежик  и другие), прищепки.

Педагог обращает внимание детей, что художник нарисовал предметы, но некоторые детали забыл прорисовать. Предложить детям помочь художнику и с помощью прищепок закончить изображение.

Предварительный просмотр:

Ребенок катает карандаш между ладонями, пальцами, приговаривая: «Карандаш в руках катаю, между пальчиков кручу.

Развитие мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста

Ведь именно речь совершенствуется под влиянием кинетических импульсов от рук, точнее - от пальцев. Чаще всего ребенок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно развиты память, внимание, связная речь. Кроме того, развивая мелкую моторику у ребёнка дошкольного возраста, вы готовите его руки к письму.

Задания: Соедини по точкам

Задание: Соедини пунктиры в сплошную линию и раскрась картинку по образцу. Впиши в клеточки название картинки.

Меню