Развитие мелкой моторики рук у детей 4-5 лет

Упражнения на развитие руки ребенка

Автор: Громкова Кристина Сергеевна, учитель начальных классов МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 27»

Данный материал будет полезен как для воспитателей, учителей начальных классов, а так же для родителей будущих первоклассников. Процесс овладения письмом - длительный и трудоемкий.

Большинство детей при поступлении в школу испытывают серьезные трудности в освоении навыка письма. Это связанно с неразвитостью двигательных координаций, зрительного восприятия, что приводит  к развитию негативного, тревожного состояния ребенка в школе. Работа по подготовке детей к письму начинается задолго до поступления в школу. Предлагаю вашему вниманию  несколько методических рекомендаций в игровой форме к упражнениям на развитие руки ребенка, которые я использовала на подготовительных курсах с будущими первоклассниками. Задания способствуют развитию точности, быстроты движения, развивают глазомер, воображение, речь ребенка). Учащиеся с интересом выполняют задания в игровой форме, развивая мелкую моторику руки.

2. Самолеты за облаками

Учитель дает задание на заранее подготовленных карточках. Заштриховать облака так, чтобы одно было темное (и через него еле видно самолет), другое - светлое (самолет виден хорошо).

4. Узнай, кто я?

Ребенку дается альбомный лист. Скажите ребенку, что в точках, нарисованных на листе, кто - то прячется. Чтобы узнать, кто это, нужно все точки соединить одной линией (не отрывая руки).

6. Вниз по реке

Ребенку предлагается карточка. Он должен провести свой кораблик так, чобы он не задел берег. Делать это надо, не отрывая карандаш от бумаги, не заезжая за линии, точно следуя за изгибами нарисованной реки.

Развитие мелкой моторики у детей от 3 до 5 лет

В этом возрасте вы также продолжаете выполнять гимнастику для пальчиков ежедневно, но увеличиваете время до 10 минут. Занятия начинаете с массажа, но массаж дети делают самостоятельно - ребёнок вполне с этим справится. Для самомассажа рекомендую выполнять следующие упражнения...

Методическая разработка по теме: Развитие мелкой моторики у аутичных детей.

Сложность произвольного распределения мышечного тонуса сказывается и на ручной моторике аутичного ребёнка. Здесь мы можем порой наблюдать необыкновенную ловкость непроизвольных движений, когда, например, 2 – 3-х летний ребёнок быстро и аккуратно перелистывает страницы книжки, ребёнок постарше - легко собирает сложные пазлы или узоры из мозаики. Но тот же ребёнок становится удивительно неловким, когда ему надо сделать что - то по просьбе взрослого. Если мы пытаемся чему - то научить аутичного ребёнка, например, начинаем заниматься рисованием, его рука может стать настолько вялой, атоничной, что не удерживает карандаш или кисть, или, наоборот, с такой силой нажимает на карандаш, что на бумаге вместо рисунка получается дыра; если занимаемся лепкой, то оказывается, что ребёнок не может самостоятельно скатать шарик или «колбаску», и т. п. 

Проект (средняя группа) по теме: ПРОЕКТ "Пальчиковая игра и ее роль в развитии мелкой моторики"

             Проект « Пальчиковая игра и ее роль в развитии мелкой моторики  », привлекает внимание к  давно известной  проблеме развития тонких движений пальцев у детей, которая признана педагогами, но назрела необходимость подключить к этому процессу и родителей, что и решается в данном проекте. Основное внимание уделено обучению детей пальчиковым  играм. Такие игры очень эмоциональны и увлекательны для детей. Дети вовлечены в процесс изготовления атрибутов для пальчиковых игр, декораций и кукол для пальчикового  театра. В процессе реализации проекта планируется привлечь  родителей  к процессу развития мелкой моторики кистей рук малышей, предоставить им  возможность обучиться пальчиковым играм, как средству развития мелкой моторики. 

Развиваем логику и мелкую моторику у детей 4-5 лет

В возрасте 4-5 лет дети могут с большим удовольствием играть в логические игры. Без логики невозможно мыслить и учиться. Также в детском возрасте крайне важно развивать моторику. При рисовании, лепке, выкладывании узоров из мозаики развивается не только мелкая моторика рук, но и активизируется работа различных участков мозга. Это уменьшает риск возникновения дисграфии у ребёнка.

Найди вещь. Эта игра учит сопоставлять косвенные признаки предметов. Можно использовать цветные карандаши, фломастеры или просто закрашенные разными цветами квадратики из бумаги. К каждому из этих предметов подберите игрушки такого же цвета и составьте из них пары. Покажите ребёнку эти пары – пусть их будет около 8-10.

Затем смешайте вместе все игрушки и карандаши, фломастеры или квадратики из бумаги. Попросите малыша закрыть глаза, а сами уберите одну игрушку из общей кучи. Теперь попросите ребёнка определить, какой игрушки не хватает.

Игра в шахматы, наверное, одна из самых древних игр, которые развивают внимание и мышление. Маленькие дети (от 3,5-4 лет) очень часто легко впитывают правила шахматной игры. Как только ребёнок освоит расположение и силу фигур, можно показать, как они ходят, и начать разыгрывать простейшие партии.

Игры на развитие моторики. После 4 лет детям уже можно давать для игр конструктор с мелкими деталями. Для развития моторики очень важно, чтобы детали были как можно меньше. Но для начала вполне можно использовать большие конструкторы.

Существуют конструкторы, основанные на действии магнетизма – в нём есть магнитные предметы и металлические. Благодаря эффекту намагничивания ребёнок может создавать самые различные комбинации. Магнитные конструкторы развивают пространственное мышление, дают понимание законов геометрических и стереометрических построений.

Впрочем, будьте бдительны: в России дети всё чаще стали проглатывать магнитные шарики от конструкторов, это оборачивается сложными операциями на брюшной полости. При проглатывании таких шариков они быстро проходят из желудка в кишечник, примагничиваются друг к другу и вызывают формирование межкишечных свищей.

Малышам очень полезно самим научиться создавать предметы, для начала – игрушки. Например, для изготовления гусеницы достаточно старого детского гольфика. Его наполняют ватой или крупой, затем зашивают верх. На уровне пятки пришить две пуговицы, на уровне носка – ещё одну другого цвета, это будет рот. Украсить игрушку можно ленточками и бантиками.

Повтори движение. Взрослый, садясь напротив ребёнка, делает пальцами своей руки какую-либо фигуру (какие-то пальцы согнуты, какие-то выпрямлены – любая комбинация). Ребёнок должен повторить фигуру. Задание усложняется тем, что ему её ещё необходимо зеркально отразить, так как взрослый сидит напротив. Если это вызывает у ребёнка сложности, то сначала можно потренироваться, сидя рядом, а не напротив малыша. Так ему будет легче копировать положение пальцев руки.

Что в сосуде? Ребёнок опускает кисти рук в сосуд, заполненный каким-либо однородным наполнителем (вода, песок, различные крупы, дробинки, любые мелкие предметы). 5 — 10 минут как бы перемешивает содержимое. Затем ему предлагается сосуд с другой фактурой наполнителя. После нескольких проб ребёнок с закрытыми глазами опускает руку в предложенный сосуд и старается отгадать его содержимое, не ощупывая пальцами его отдельные элементы.

Развивающие игры для ребёнка 2-3 лет

Речевые и двигательные зоны в коре головного мозга близко расположены, и поэтому возбуждение, возникающее в двигательной области коры больших полушарий, передается на центры речевой моторной зоны и стимулирует артикуляцию.

Поскольку с возрастом ребенку потребуется точная, координированная работа кистей и пальцев, например, чтобы рисовать или одеваться, то развитию навыков мелкой моторики необходимо уделять много внимания.

Волшебные шнурки

Игра помогает изучить форму предметов, совершенствует цветовое восприятие, развивает мелкую моторику и терпение ребенка

◈ Покажите ребенку, как из цветных шнурков или тесемок можно выкладывать контуры различных фигур и предметов.

Опять мимо!

◈ После того, как ребенок научился пересыпать крупу в посуду с широким горлом, усложните задачу, предоставив в распоряжение ребенка емкость с зауженным верхом.

◈ Обращайте внимание ребенка на степень наполнения: «Эта баночка наполнена наполовину, а в этой бутылке почти не осталось пустого места».

Входит и выходит

◈ Если есть несколько банок разного размера, то попросите малыша проверить, какой домик подойдет для игрушки, а какой нет.

Мастерим бусы

Необходимый инвентарь: макаронные изделия с крупным просветом, шнурок, большая деревянная игла с широким ушком.

◈ Покажите ребенку, как можно нанизывать макароны на иглу с продетым в нее шнурком. Пусть малыш попробует сделать это сам.

Узоры

◈ Нарисуйте на листе бумаге, а лучше распечатайте красивые витые узоры. Дайте малышу фломастеры и попросите обвести их.

◈ Чтобы игра была более долговечной, заламинируйте лист с узором и используйте фломастеры, которые легко будет стереть тряпочкой после того, как ребенок порисует.

Игры для развития мелкой моторики — у детей от года до трёх

На первом году жизни у малыша появляются голосовые реакции, развивается артикуляционный аппарат, появляются первые слова (мама, баба, папа), их только около 10.

На втором году жизни ребенок активно накапливает словарный запас, он ещё не все может сказать, но зато многое понимает, может выполнять некоторые просьбы взрослого (дай, принеси, покажи). Понимание речи на несколько месяцев опережает способность произносить слова. Затем ребенок начинает учиться связывать слова, например «мама дай», не всегда правильно, но вполне понятно.

На третьем году жизнь ребенок совсем уже не может без общения. Он задает много вопросов: «что это?», «зачем?», «куда?», «когда?». Словарный запас ребенка уже более 1000 слов. К концу третьего года ребенок уже может рассказать вам о том, что видел и что узнал нового. Но, все же звуковоспроизведение может быть не достаточно сформировано, например он может заменять некоторые звуки, например «р» и «л» на «й» или «ш» на «сь».

Детские игры с песком  - «Сказочная дорожка»

Постройте несколько домиков из конструктора или спичек на столе и предложите малышу посыпать дорожку песком ( или манкой) от одного домика к другому. Покажите как правильно брать песочек тремя пальцами и аккуратно сыпать.

Рисуем узоры

Возьмите плоскую миску с высокими бортами или коробку из под обуви и рассыпьте туда любую мелкую крупу тонким слоем. Проведите пальчиком по крупе, получиться линия, рисуйте вместе, узоры, солнышко, елочку, домик.

Игры с водой

Учите ребенка переливать воду из стаканчика в стаканчик, можно к игре добавить цветные льдинки, наливать воду в стакан из под крана. Можно вылавливать из тазика плавающие игрушки, сначала рукой, а потом ситом или удочкой. Более старшие дети могут переливать воду ложечкой.

Научите ребенка наливать воду в шприц и брызгать резиновые игрушки. Поиграйте с губками и мочалками, ими можно выжимать и собирать воду.

Меню