Развитие логического мышления у детей до 4-х лет

Развитие логического мышления "Логический лабиринт"

Упражнение на развитие логического мышления "Логический лабиринт" - это занятие-опыт, которое нужно проводить вместе со взрослыми (обязательно со взрослыми), так как в опыте должны присутствовать электрические приборы. 

Инструкция: для проведения упражнения вам понадобятся электрическая лампочка и батарейка. Лучше приобрести плоскую квадратную батарейку, на которой проще демонстрировать подключение лампочки. Обратите внимание ребенка, что для подключения лампочки необходимо, чтобы она касалась нижней частью одного контакта батарейки, а боковой поверхностью цоколя – другого контакта. Пусть ребенок сам поэкспериментирует с подключением лампочки к батарейке.

Объясните ребенку, что электрический ток от батарейки к лампочке может передаваться по проводам. При желании можно показать это наглядно, соединив батарейку и лампочку посредством проводов.

Распечатайте Бланк №1. На нем изображена электрическая схема подключения трех лампочек к батарейке посредством проводов. Не все провода соединены между собой должным образом. На схеме отсутствуют перемычки, которые ребенок должен проставить самостоятельно. Места, где необходимо ставить перемычки, представляют собой три рядом расположенные точки  (одна черного цвета и две серые). Надо соединить каждую черную точку с одной из ближайших серых точек так, чтобы ток от батарейки дошел до каждой из трех лампочек.

Развитие логического мышления - Цифровая таблица

Развитие логического мышления - Цифровая таблица - это не совсем обычная таблица. Это самый настоящий цифропарк. 

Сегодня мы с тобой пойдем в необыкновенный зоопарк. В нем, как и в обычном, есть клетки, но в них - не звери, а цифры и числа. Впрочем, они похожи на зверей. Смотри, как двойка выгнула шею - словно лебедь. А вот единица-цапля стоит на одной ноге, опустив книзу нос. А шестерка - сидящий мишка с толстым животом... Ну что ж, будем осматривать наш необычный зоопарк. Вернее сказать, цифропарк. Делать это надо следующим образом...

Работа с цифровой таблицей состоит из двух этапов: подготовительного и исполнительного. Причем первостепенное значение имеет именно подготовительный этап. Итак, положите таблицу перед глазами ребенка. Попросите его зафиксировать взгляд в центре, на заштрихованном квадрате. Предложите ему, не переводя взгляда, назвать те числа, которые более или менее отчетливо ему видны.

Теперь можно переходить к исполнительному этапу. Напоминаем, что взгляд ребенка должен быть зафиксирован в центре таблицы. Укажите на какой-нибудь из ее квадратов и попросите назвать стоящее в нем число. Начинать надо с квадратиков, наиболее близких к центру - их ребенок будет видеть четче. Постепенно расширяйте поле, переходя к числам, удаленным от центра.

Если задание вызывает у ребенка трудности, цифры можно раскрасить (обвести разными цветами). Цвет поможет ему лучше ориентироваться в таблице. Кроме того, если он не сможет назвать цифру, то сумеет, наверное, хотя бы определить ее цвет, и это будет свидетельствовать о потенциале для развития бокового зрения. Таким образом определяется актуальное поле зрения (те цифры, которые ребенок видит четко) и потенциальное поле зрения (то, что он пока различает только по цвету).

Развитие логического мышления - Цифровая таблица

Развитие логического мышления - Цифровая таблица - это не совсем обычная таблица. Это самый настоящий цифропарк. 

Сегодня мы с тобой пойдем в необыкновенный зоопарк. В нем, как и в обычном, есть клетки, но в них - не звери, а цифры и числа. Впрочем, они похожи на зверей. Смотри, как двойка выгнула шею - словно лебедь. А вот единица-цапля стоит на одной ноге, опустив книзу нос. А шестерка - сидящий мишка с толстым животом... Ну что ж, будем осматривать наш необычный зоопарк. Вернее сказать, цифропарк. Делать это надо следующим образом...

Работа с цифровой таблицей состоит из двух этапов: подготовительного и исполнительного. Причем первостепенное значение имеет именно подготовительный этап. Итак, положите таблицу перед глазами ребенка. Попросите его зафиксировать взгляд в центре, на заштрихованном квадрате. Предложите ему, не переводя взгляда, назвать те числа, которые более или менее отчетливо ему видны.

Теперь можно переходить к исполнительному этапу. Напоминаем, что взгляд ребенка должен быть зафиксирован в центре таблицы. Укажите на какой-нибудь из ее квадратов и попросите назвать стоящее в нем число. Начинать надо с квадратиков, наиболее близких к центру - их ребенок будет видеть четче. Постепенно расширяйте поле, переходя к числам, удаленным от центра.

Если задание вызывает у ребенка трудности, цифры можно раскрасить (обвести разными цветами). Цвет поможет ему лучше ориентироваться в таблице. Кроме того, если он не сможет назвать цифру, то сумеет, наверное, хотя бы определить ее цвет, и это будет свидетельствовать о потенциале для развития бокового зрения. Таким образом определяется актуальное поле зрения (те цифры, которые ребенок видит четко) и потенциальное поле зрения (то, что он пока различает только по цвету).

Развитие логического мышления у детей дошкольного возраста посредством игровых занятий

Мышление - это психический процесс, с помощью которого человек решает поставленную задачу. Результатом мышления является мысль, которая выражена в словах. Поэтому, мышление и речь тесно связаны между собой. С помощью мышления мы получаем знания, поэтому очень важно его развивать уже с детства.

Мышление развивается в три этапа:

  • Наглядно-действенное (когда ребёнок мыслит через действие с помощью манипулирования предметом) - это основной вид мышления ребёнка раннего возраста.
  • Наглядно-образное (когда ребёнок мыслит при помощи образов с помощью представлений явлений, предметов) - является основным видом мышления ребёнка дошкольного возраста.
  • Словесно-логическое (когда ребёнок мыслит в уме с помощью понятий, рассуждений, слов) - этот вид мышления начинает формироваться в старшем дошкольном возрасте.

У детей дошкольного возраста основными являются первые два вида мышления. Если у ребёнка хорошо развиты все виды мышления, то ему легче решать любые задачи, и он тем самым добивается большего успеха в жизни.

На основе образного мышления формируется логическое мышление. Оно является высшей стадией развития мышления. Очень актуальны в наши дни занятия по развитию логического мышления, так как они имеют важное значение для будущего школьника. Основными и главными критериями развития логического мышления у детей являются: умение выделять существенные признаки из второстепенных, умение рассуждать, сравнивать, анализировать, классифицировать предметы, аргументировать свою точку зрения, устанавливать причинно-следственные связи, развивать нестандартность мышления.

Развитие ребёнка и его обучение должно осуществляться через соответствующие данному возрасту виды деятельности и педагогические средства и должно быть непринужденным. К таким развивающим средствам для дошкольников относится игра.

Всем известно, что дети любят играть, и только от взрослого зависит, насколько эти игры будут полезными и содержательными. В процессе игры ребёнок не только закрепляет ранее полученные знания, а так же приобретает новые умения, навыки, развивает умственные способности. В игре формируются такие качества личности как: сообразительность, находчивость, самостоятельность, развиваются конструктивные умения, вырабатывается усидчивость. Исходя из этого в свои разработки, по развитию логического мышления, я включаю головоломки, смекалки, разнообразные игровые упражнения, лабиринты и дидактические игры.

С целью развития у детей умений выполнять последовательные действия: анализировать, обобщать по признаку, думать целенаправленно, сравнивать, в своей работе я использую простые логические задачи и упражнения. Любая необычная игровая ситуация, в которой есть элемент проблемности, всегда вызывает большой интерес у детей. Такие задания как поиск признака отличия одной группы предметов от другой, поиск недостающих в ряду фигур, задания на продолжение логического ряда способствуют развитию смекалки, логического мышления и сообразительности.

Один из основных залогов успешного обучения детей - это использование в работе с дошкольниками занимательного наглядного материала. На занятиях я большое внимание уделили картинному и иллюстративному материалу, так как он способствует привлечению внимания детей, развивает наглядно-образное мышление, которое, в свою очередь, стимулирует познавательную активность ребёнка.

Развитие логического мышления ребёнка дошкольного возраста зависит от создания условий, которые стимулируют его практическую, игровую и познавательную деятельность. Поэтому в группе есть уголок занимательной математики, где располагаются пособия для совместной и самостоятельной деятельности. В этом уголке представлены различные дидактические игры, занимательный материал: ребусы, лабиринты, головоломки.

В заключение предлагаю вашему вниманию конспекты занятий по развитию логического мышления детей старшего дошкольного возраста:

Презентация Развитие логического мышления у детей дошкольного возраста с речевыми нарушениями

Презентация в мультимедийной форме знакомит с развитием логического мышления у детей дошкольного возраста с речевыми нарушениями.

Рассмотреть способы развития логического мышления у детей с нарушением речи в педагогическом процессе. 2. Дать характеристику диагностического инструментария.

Данное мультимедийное пособие позволяет познакомиться с развитием ЛМ, его формами и характеристиками, а также с диагностическим инструментарием для его развития у детей с ОНР. Является прекрасной демонстрацией опыта подобной работы.

Формы познания окружающего мира человеком. 2. Этапы становления ЛМ. 3. Особенности мышления и речи у детей с ОНР. 4. Этапы формирования у дошкольников. 5. Сравнение, обобщение, группировка, классификация. 6. Выделение существенных признаков. 7. Сравнение предметов и явлений по свойствам и качествам. 8. Знакомство с родовидовыми отношениями и противоположными понятиями, группировка и классификация предметов. 9. Моделирование, алгоритмы и комбинаторика. 10. Задачи на смекалку, догадку, использование элементарной научной информации. 11. Решение ребусов и кроссвордов.

Развитие логического мышления у детей дошкольного возраста

Принимая подготовишек в первый класс, я заметила, что немало карапузов умеют читать и неплохо пишут печатными буквами. Немало деток и пересказывают. Но в чем была заметна проблема, так это в развитии логического мышления у детей. А между тем, логическое мышление будет базой их дальнейшей учебы. Читать и писать первоклашек научат. Поэтому лучше больше времени посвятить развитию логики.

Развитие логического мышления у детей включает в себя немало операций мышления. Поэтому для занятий с малышом подбирайте разнонаправленные упражнения.

Я приведу всего лишь список тех упражнений, которыми можно развивать данный вид мышления. А под каждую группу можно подобрать то, что есть у вас в наличии.

Меню