Развитие логического мышления у детей 7 лет

Рабочая программа по разделу «Развитие элементов логического мышления» по программе «Развитие» для детей старшего дошкольного возраста

Создание предметно-развивающей среды в группе детей старшего дошкольного возраста по теме «Развитие элементов логического мышления»

Для того чтобы дети могли во время самостоятельных игр продолжать работать с материалами и играть в развивающие игры по развитию элементов логического мышления, в группе должна быть организована соответствующая предметно - развивающая среда. Такая среда строится на принципах, разработанных В. А. Петровским. Это:

  • принцип дистанции, определенной позиции при взаимодействии ребенка с различными материалами, предметами и явлениями помогающий обнаружить их свойства и качества;
  • принцип активности, самостоятельности, предполагающий обнаружение свойств и качеств материалов, предметов и явлений при взаимодействии ребенка с находящимися в группе объектами;
  • принцип эмоциогенности, индивидуальной комфортности позволяет ребенку почувствовать свою внутреннюю, глубинную связь с окружающей действительностью, которая выполняет функцию создания внутреннего покоя человека, осознание своей гармоничности в окружающей действительности.
Педагог создает условия в группе для того, чтобы ребенок мог самостоятельно, в процессе решения логических задач, соответствующих его возрасту осуществлять интеграцию известных ему способов, или конструировать новые способы, или строить новый тип делового партнерства со сверстниками.

В группе есть центр логического развития с набором различных материалов, предметов, картинок для классификации, сериации и родо-видовой дифференциации, с набором дидактических и развивающих, настольных игр и энциклопедической литературой, с набором моделей, заместителей, схем. В учебном центре «Развитие» имени Л.А. Венгера

приобретены комплексы наглядно- дидактических демонстрационных и раздаточных материалов к занятиям. Изготовлены родителями игровизоры. На каждого ребёнка были приобретены тетради: «Игры и упражнения на внимание и мышление».Всё это позволило проводить полноценную работу по данному направлению.

3.Собрания с показом фрагментов занятий(обратить внимание родителей на коммуникативную, речевую и мыслительную стороны развития их ребёнка)

  1. «Развитие» Программа нового поколения для дошкольных образовательных учреждений М. 2000
1). Старшая группа М.2000

2). Подготовительная группа М. 2000

  1. Планы занятий по программе «Развитие» 1). Для старшей группы детского сада. 2). Для подготовительной группы детского сада
  2. Педагогическая диагностика по программе «Развитие» старший дошкольный возраст М 2001г.
  3. 3. А. Михайлова «Игровые задачи для дошкольников» «Детство- пресс» Санкт-Петербург 2004г.
  4. «Чего на свете не бывает» О. М. Дьяченко. Москва «Просвещение» 1991 г.
  5. Т. А. Ткаченко « Логические упражнения для развития речи»

    Дидактические и развивающие игры, упражнения, задания,которые дополнительно использовались в рабочей программе по разделу «Развитие элементов логического мышления».

    Представленные в настоящем разделе стихотворные тексты подобраны по обобщающим понятиям, отражающим предметный мир, который окружает ребенка. Предлагаемые дидактические материалы не только способствуют развитию указанных логических операций, но и помогут расширить словарь и сформировать фразовую речь старших дошкольников. РАСТЕНИЯ

    Растение — организм, обычно развивающийся в неподвижном состоянии, питающийся неорганическими и органическими веществами почвы, способный создавать органические вещества из неорганических.

    Растений много на земле, Растут, цветут они везде. Кусты раскидистые, мхи, Деревья, травы и цветы Необычайной красоты, Дикорастущие в лесах, В степях, лугах и на горах Растут и множатся растенья -Они планеты всей спасенье. А в парках, скверах и садах, На клумбах, грядках и полях, В оранжереях и домах Растут культурные растенья -Их человек растит с любовью, Они способствуют здоровью. Живыми легкими планеты Растения зовут не зря -Они дышать нам помогают И красотою одаряют. ВОПРОСЫ

    Овощи на грядке Играют с нами в прятки. Вот тяжелый кабачок Лег лениво на бочок. Вот капуста растолстела, От росы вся запотела. Помидоры раскраснелись И на солнце засмотрелись. А зеленый огурец Под листочек вдруг залез.

    Ровненько на грядках вновь Под землей растет морковь. Свекла, репа и чеснок Запасают силы впрок. Лук красиво зеленеет, Под землею сам толстеет. Целый огород друзей -Вкусных разных овощей. ВОПРОСЫ

    Фрукты очень любят дети, Нет их вкусней на белом свете. По садочку мы пойдем, Фрукты свежие найдем. Соком не для красоты Наливаются плоды. Вишню в кружку соберем, Спелых слив еще нарвем. Вот под яблоней ковром

    Яблоки лежат кругом. Их в корзину соберем. К ранней груше подойдем. Желтые плоды сорвем. С мамой заготовим сока И варенье сварим к сроку. Фрукты надо всем любить, Чтоб здоровье сохранить. ВОПРОСЫ

    Педагогу: показать детям цветные картинки сада с разными плодовыми деревьями, а также картинки с отдельными фруктами, включая те, которые у нас не растут (банан, ананас, апельсин, лимон, виноград, киви и т.д.). ЯГОДЫ

    Раскраснелася брусника. На поляне, посмотри-ка, Ой, как много земляники! Вот и заросли малины, Не пройдем мы точно мимо. Вдоль дороги ежевика Так похожа на ежа, Хоть она колючка-злючка, Но на вкус так хороша. Ягод много мы собрали, По лесу ходить устали. ВОПРОСЫ

    Ребенок 6-7 лет: мышление и логика

    К шести годам детям вполне по силам самостоятельно прийти к логическим умозаключениям, установить очевидную связь между причинами явлений и их следствием. Мышление становится более гибким и подвижным.

    Ребенок может быстрее приспосабливаться, переключаться с одной задачи на другую без потери концентрации внимания.

    Те очевидные выводы, которые может сделать взрослый на основе имеющихся исходных данных, для детей таковыми являются не всегда.

    При этом наглядность и яркость образов по-прежнему играют основную роль в решении задач. Поэтому захватывающая динамичная логическая игра – верное средство учиться с азартом и искренним интересом для ребенка.

    Графические игры

    Графические игры, которые в 4-5 лет призваны подготовить детскую руку к «суровым» школьным испытаниям письмом, не утрачивают свои позиции. Тренировки по-прежнему нужны и важны, особенно, если не вызывают скуку. Развитие зрительного восприятия также является в графических играх ключевым.

    Соединить точки по порядковым номерам (заодно и счет повторили), дорисовать недостающую часть, продолжить узор, раскрасить сегменты рисунка определенным цветом – все эти задания могут объединить логику и усидчивость. Главное, дорогие родители, не действовать по принципу «сиди рисуй и не мешай».

    Лучше вместе, вооружившись цветными карандашами, разгадывать графические загадки и головоломки. Можно попробовать устроить соревнование, но во главу угла ставить не только скорость, но и качество выполнения заданий.

    Один замечательный папа на форуме поделился таким опытом. После того, как диван по размеру не вписался в комнату, он сокрушенно признался шестилетнему сыну, что рассчитал бы все правильно, и в зоопарк бы пошли вместо того, чтобы целый день мебель переставлять.

    Маленький почемучка сразу задал кучу вопросов. И оказалось, что объяснить ребенку, что такое масштаб с помощью листочка в клетку – совсем не сложно.

    Измерение и составление плана комнаты заняло целый вечер и превратилось в увлекательную игру. Измерили, уменьшили в масштабе, нарисовали, раскрасили, вырезали и переставляли бумажную мебель, не ограничивая фантазию.

    В 7 лет уже легко можно устроить семейные соревнования по морскому боя, не используя современные гаджеты, а обратившись к традиционному листку в клетку.

    Настольные логические игры и головоломки

    Мозаики, пазлы, лото – производители предлагают бесчисленное количество вариантов. Психологи советуют выбрать 5 настольных тематических игр. Меньше – быстро наскучит, больше – будут просто не задействованы.

    Подводный мир  – яркая и красочная игра. Веселые рыбки, черепашки и лягушата играют в прятки. Игрокам нужно выполнить около 50 логических заданий разной сложности.

    Хитрые дощечки  – игра головоломка. Цель – собрать и разобрать. Выполнена головоломка из дерева, что дополняет игру приятными тактильными ощущениями.

    Коридор для детей. Игра-лабиринт. Свою мышку нужно первой вывести из лабиринта, при этом запутав соперников (их может быть до 4-х).

    Принцип домино. Основной плюс – простые правила. Но увеличение кубиков расширяет возможности. Игра имеет несколько уровней сложности. Участвуют 2 игрока.

    Извилина. 12 кубиков разного цвета соединены резинкой. В цветовой схеме 80 заданий: изгибаем кубики, чтобы получить заданный схемой результат. Развивает пространственное мышление.

    Компьютерные игры на развитие логики

    Современные дети гуглить и гулить начинают практически одновременно. Поэтому компьютерные игры, развивающие логику, — уже не новинка, а традиционная часть процесса обучения.

    Игры – путешествия, квесты, или «бродилки», с выполнениями логических задач («Три богатыря и Шамаханская царица»).

    Обучающие математике, чтению и т.д. в увлекательной форме с элементами логики («Баба Яга и Проша: год полный забот»).

    Игры на смартфон

    Во всех логических играх для детей 6-7 лет главное найти баланс между игрой и учебой, и тогда учеба не превратиться в бесконечную непродуктивную игру, а игра не станет скучной учебой.

    Особенности в развитии мышления детей в 3-4 летнем возрасте.

    В трехлетнем возрасте в умственном развитии детей происходят большие перемены. В этот период у ребенка обычно завершается кризис трехлетнего возраста, появляется восприятие себя, как отдельной личности.

    Благодаря стремительному развитию речи, малыш расширяет свой лексический запас, у него формируются первые грамматические конструкции.

    Он еще играет в простые игры (кубики, пирамидки, песочки), но уже появляются зачатки сюжетно-ролевых игр. Малыш постепенно учится заменять одни предметы на другие, играть «понарошку».

    Раньше ребенок для решения задачи представлял себе в уме действия с предметами и их результат. Теперь же, с развитием знаковой системы понятий, он уже оперирует словами и числами, заменяя окружающие предметы понятиями.

    Виды игр развивающих логику для детей 3-4 лет

    Логические игры научат ребенка сопоставлять предметы, находить сходства и различия, обобщать, устанавливать причинно-следственные связи и делать выводы. Во время раздумий над игрой малыш старается самостоятельно рассуждать, раздумывать над процессом и результатом.

    Игры для развития сообразительности и находчивости

    Игры этого направления побуждают детей активно думать, быстро соображать и находить правильные решения. Например, игра «цепочка». Дети бросают друг другу мяч и, в зависимости от возраста, называют либо слова, обозначающие группу предметов по свойствам, например, фрукты, овощи, домашние, дикие животные, времена года, либо слова, начинающиеся на одну и ту же букву, последнюю букву предыдущего слова. Еще одна всем знакомая игра – «съедобное – не съедобное», и другие.

Меню